20.07.2017

В каждом театре должен быть Рэй Куни

«Чисто семейное дело» театра ТОФ - Биг-Бен, больница, Рождество.
Метки: театр

Английский драматург Рэй Куни всегда был для меня загадкой. Не головоломкой, а именно загадкой, той что «семь одежек и все без застежек».

Этот 85-летний старец жив и по сей день, лет 30 назад открыл свой Театр Комедии и даже выхватил титул офицера Ордена Британской Империи за вклад в развитие тамошней драматургии. 

Вообще, для меня выбор Романом Колотухиным пьесы «Чисто семейное дело» в качестве своего дебюта в должности нового художественного руководителя театра ТОФ кажется несколько странным. Ради чего? Кассы или простого увеселение зрителя?

На кассовых сборах театр никогда не был завязан, сделав себе репутацию «театра не для смеха, а для раздумий» такими спектаклями, как «Чморик», «Билокси Блюз» и «Сукины дети».

Но как заметил однажды мой хороший друг: «В каждом театре должен быть Рэй Куни». И этим все объясняется.

«Чисто семейное дело» ставят нечасто в театрах, спросом у режиссеров пользуется «Слишком женатый таксист» либо «№13». Обе пьесы, кстати, были поставлены в театре Горького, при этом спектакль «№13» идет там и по сей день.  

Что такое драматургия Рэя Куни? Это «комедии положений», легкая фривольность, некий фарс и постоянное запутывание сюжета в сочетании с британским юмором, который стал национальной чертой всех англичан.

Смеются над всем, а политика, правительство, погода и королевская семья – излюбленные темы для анекдотов.

И надо отметить, что именно эти поводы для шуток Рэй Куни никогда не упускает в своих пьесах, меняя лишь условия и места событий для своих персонажей – от кабинета министра до гостиницы или межучреждения. 

«Чисто семейное дело» - это один день из жизни невролога лондонской больницы Дэвида Мортимера (Сергей Кашуцкий), который попадает в нелепую ситуацию, накануне Рождества.

Через час его ждет важнейшее выступление в жизни на медицинской конференции, за которое он может получить титул, а на него сваливается медсестра Джейн (Юлианна Белаш), с которой у него много лет назад была интрижка. Да еще и с новостью о том, что у него есть 18-летний сын. 

И теперь Лесли (Виталий Карпеченко) жаждет пообщаться с папкой по-взрослому. А доктор Мортимер всеми силами пытается скрыть это все от жены и руководства с помощью своего коллеги Хьюберта Бонни (Сергей Гончаров). 

Успех Рэя Куни во многом зависит от режиссера и распределения ролей. Чтобы действительно получить «смех сквозь слезы» надо чувствовать ту грань, чтобы шутки не стали пошлыми или топорными, но и еще четко расставить акценты для каждого персонажа. 

Куни никогда не придумывает даже самого распоследнего, второстепенного героя просто так. Будь это хоть лакей или дворецкий, который за весь спектакль сказал лишь одну фразу: «Ваша овсянка, сэр», но это должно быть сделано так, чтобы зритель от хохота сползал с сидений. 

Труппа театра ТОФ, пожалуй, самая сильная в городе. И конечно, такие актеры как Гончаров и Кашуцкий, которые идут в связке, играя напарников, держат спектакль на себе.

Не самым удачным стал выбор режиссера в распределении женских ролей. Юлианна Белаш, которой великолепно удаются скандальные, острые на язык героини, что не лезут за словом в карман, в образе медсестры Джейн совершенно потерялась.

Александра Пряха в роли кастелянши смотрится немного нелепо в образе сексуальной медсестры. Куни четко указывает в пьесе, что это довольно упитанная женщина со скверным характером. И коллеги шутят над ее габаритами и внешностью, включив в рождественское представление шутку: «Стань ко мне передом, а к лесу - чем получится!»

Чтобы отойти от образов, заложенных драматургом, нужно очень постараться, чтобы это было оправдано.

Роль сержанта, который изначально в пьесе был мужчиной, режиссер отдал актрисе Елене Удатовой. В силу этого из спектакля совершенно выпадает весь комизм этого персонажа, как например, заглядывание на медсестер и другие нелепые моменты.

Хотя надо отдать должное, Денис Фить (руководитель Мортимера) в финальных сценах дает свою герою отыграться как следует.

Скрипучий старик, пациент больницы, разъезжающий на каталке с капельницей и бутылкой виски, пожалуй, один из самых смешных персонажей в пьесе, который наравне с кастеляншей, должен вызывать постоянный смех.

Эту роль исполняет студент четвертого курса ДВГИИ Николай Тирищук, за его персонажем приятно наблюдать. Хотя надо признать, что второстепенные герои как-то слишком уж потерялись в общем действии, местами невыведенные как следует до самого конца.

Ставить комедии непросто, надо признать. Конечно, спектакль будет пользоваться спросом, в силу того, что это комедия, да и актеры театра очень сильные, им надо отдать должное. Расслабиться зритель сможет, посмеяться тоже. 

И есть понятный финал, о семье, каких-то простых  ценностях, не чуждых каждому. Но присутствует какое-то ощущение, что могло бы быть по-другому, сложиться иначе.

Ведь недаром спектакль «Квадратура круга», поставленный в ТОФе много лет назад, до сих пор вызывает улыбку и желание увидеть снова эту трогательную «комедию положений» о любви и семье. Без Биг-Бена и английской королевы.

 Текст и фото: Юлия Никитина.

Интересные материалы