Первая Дальневосточная конференция региональных музеев пройдёт с 26 по 1 октября во Владивостоке. На масштабном событии соберутся представители ведущих российских музейных и выставочных институций. В программе – дискуссионные площадки, презентации, представление успешных практик, тренинги и лекции, знакомство с различными проектными технологиями, разными подходами в интерпретации и предъявлении культурного наследия, сообщает ИА PrimaMedia.
Первая Дальневосточная конференция региональных музеев посвящена роли и возможностям музеев в решении целого ряда региональных проблем: социальных, экономических, политических, этнических, экологических.
В работе примут участие представители музеев и музейных организаций из различных российских регионов: Калининград, Вологда, Воронеж, Иваново, Тула, Пермь, Томск, Новосибирск, Красноярск, Ижевск, Екатеринбург, Самара, Новгород Великий, Тольятти, Волгоград, Иркутск, Кемерово, а также дальневосточных регионов: Якутия, Сахалин, Камчатка, Хабаровск, Благовещенск.
Секции конференции:
Отдельный модуль конференции – публичная лекционная программа, посвященная различным художественным и исследовательским проектам, реализованным на базе ведущих музейных и выставочных институций России. Данная секция адресована широкому кругу слушателей – студентам и преподавателям гуманитарных вузов и всем тем, кто интересуется актуальными процессами, определяющими развития текущего пространства культурного и художественного производства.
Открытая лекционная площадка:
Открытые лекции пройдут в главном корпусе Приморского музея имени Арсеньева (ул. Светланская, 20, зал "Клио"). Регистрация обязательна: 8(423)241-11-73.
Расписание лекций:
18.00 – Фестиваль как инструмент продвижения территории.
Михаил Савченко (Самара). Директор Музея модерна (филиал Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина), автор и продюсер фестиваля набережных "ВолгаФест".
Фестиваль набережных в Самаре: от интернет-мема до нового образа города. Стратегии убеждения, формирование команды, содержательная структура проекта, инструменты работы с городской средой.
19.00 – Выставочная и образовательная политика как инструмент реанимации музея PERMM.
Наиля Аллахвердиева (Пермь). Арт-директор Музея современного искусства PERMM.
2014 год был переломным в жизни музея PERMM, переезд в "неизвестность", смена культурно-политических приоритетов территории, ослабленная репутация, отсутствие плана и стратегии развития. Высокий социальный резонанс проекта "Транзитной зоны" – прощальной выставки на Речном вокзале – изменил позицию регионального министерства культуры относительно творческой компетенции команды, и музею был выдан карт-бланш на проектирование своего будущего. Поиск и адаптация бывшего торгового центра под музейное пространство, выставочный и образовательный план, экспозиционное качество выставок и образовательных проектов стали своеобразным "шоу-румом" компетенций PERMM относительно своего музейного статуса, а также инструментом формирования новой идентичности музея – "музея в движении", который ищет опору не в здании, а в системе проектирования и коммуникации.
18.00 – Биеннале каждый день: не выставкой единой.
Мария Букова (Красноярск). Директор Музейного центра "Площадь Мира".
Речь пойдёт о том, как периферийный музей в 90-е годы завёл на российской земле ряд европейских практик, ставших инструментом развития культуры края. Музеи, художники, зрители стремятся обнаружить общую оптику − такую, где для каждого есть возможность сформулировать свою точку зрения. Однако Сибирь − земля дали и широты: что даёт формат биеннале для (само)определения региона?
19.00 – Философия архивного дела, или как оживить живых?
Владимир Береснев (Пермь). Руководитель отдела новейших течений Пермской государственной художественной галереи.
Тема выступления – работа с "нематериальными архивами" – живой памятью людей. Мишель Фуко в работе "Археология гуманитарного знания" отметил парадоксальную природу архива: архив является материально данным, но исторически невидимым (в том смысле, что архив не способен сам себя проявить в другом времени, для этого нужен ученый, который пишет статью или куратор, который сделает выставку). Ещё сложнее обстоит дело с формирование архива, документированием живой памяти свидетелей минувших событий, которая и историческая невидима, и материально не дана. Кроме того, носители воспоминаний далеко не всегда способны оценить их важность для остального общества. В какой момент воспоминание становится ценным моментом истории? Какие существуют способы их материализации и публичного представления?
Знакомимся с пермским опытом "оживления живых", кейс – процесс подготовки выставки "Авангард, которого не было" (открытие выставки в Пермской галерее запланировано на октябрь-ноябрь 2018 года).
11.00 – Фотография как инструмент исследования города.
Кристина Горланова (Екатеринбург). Заведующая фотографическим музеем "Дом Метенкова" (Музей истории Екатеринбурга), руководитель программы арт-резиденций "Новые истории Екатеринбурга", художник.
Практика обращения художников к фотографии, как к инструменту исследования территории, широка и разнообразна. Целый ряд недавних российских выставочных проектов построен на исследовании места. В этой области построена и работа участников арт-резиденции "Новые истории Екатеринбурга" в фотографическом музее "Дом Метенкова". Все проекты резиденции так или иначе поднимают тему осмысления фотографии как воплощения памяти о месте, инструмента сохранения и передачи впечатления, способа "увидеть" и "показать" территорию. В рамках своей лекции Кристина Горланова расскажет о различных подходах к использованию фотографии в художественной практике взаимодействия с местом.
19.00 – Куда идёт биеннальное движение: перспективы формата биеннале?
Алиса Прудникова (Москва). Руководитель дирекции по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ.
Больше трехсот биеннале и триеннале проходят сегодня по всему миру. Актуальность этого формата показывает недавно созданная Международная биеннальная ассоциация (IBA). Она объединяет директоров, кураторов и исследователей в обсуждении вопросов стратегии биеннального движения: финансирования, правил проведения, этики и художественных задач. Биеннале актуальны не просто как смотр современного искусства, а как фактор развития территории, способный вписать город в мировой контекст и актуализировать локальную повестку. В лекции мы обратимся к ключевым примерам в международной и российской практике.
18.00 – Мемориальные пространства и общественная дискуссия.
Анатолий Голубовский (Москва).
Войны памятников происходят сегодня по всему миру. Театры военных действий − постсоветские страны, Восточная и Западная Европа, даже США. И, конечно, Россия. Должен ли памятник провоцировать общественную дискуссию? Как, кто и зачем ставит памятники и организует мемориальную среду в свободных и несвободных обществах? Как монументалисты работают с катастрофами и травмами? Какой может быть в XIX веке мемориализация событий и персонажей, связанных с модернизацией и общественным развитием?
Вся программа конференции: http://arseniev.org/press/9282/.
Отметим, инициатива и подготовка конференции осуществляется Приморским государственным объединённым музеем имени В.К. Арсеньева. Событие является частью масштабного проекта "Коллекционируя Россию", направленного на развитие сотрудничества региональных музеев. Традиционные "Арсеньевские чтения", проводимые музеем осенью, вошли в программу отдельной секцией.