09.10.2017

Александр Колесов: Заниматься издательством на Дальнем Востоке – идти против здравого смысла

Директор издательства «Рубеж» о специфике книгоиздания, культуртрегерстве и популярности исторических «блогов»
Метки: книги

В октябре 2017 года Тихоокеанское издательство «Рубеж» отмечает свое 25-летие.

В связи с солидной датой мы поговорили с бессменным директором главного регионального поставщика исторической краеведческой литературы об их непростом, но социально значимом бизнесе.

- Александр, как вы пришли к издательской деятельности? У вас же был солидный опыт работы журналистом.

- В журналистике я работал не так много - в Омске в газете, потом во Владивостоке на радиостанции «Тихий океан», три года проработал заведующим редакцией Дальневосточного книжного издательства. В 1990 году вместе с обществом книголюбов учредил издательство «Уссури», а в 1992 - создал «Рубеж», тогда же начал выходить альманах «Рубеж». Говорить почему и зачем – сложно. Я - книжный человек. Я, прежде всего, читатель, а потом уже издатель.

Мне хотелось издавать свой журнал, но при этом делать его не провинциальным, не региональным, а абсолютно свободным и полным по содержанию, каковым он, я надеюсь, и получился. Но издавать журнал, когда десятки изданий, существовавших в Советском Союзе, прекращали свое существование, - было полной авантюрой и задачей нереалистичной. Строго говоря, заниматься издательством на Дальнем Востоке – это идти против здравого смысла, потому что помощи от государства нет и рынка большого тоже нет.

- С чего вы начинали?

- С коммерческих изданий, следуя тому пути, по которому шли все, но в итоге пришли к тому, что надо делать краеведческую историческую литературу. Таких книг у нас издается явно недостаточно, а спрос на историческую книгу растет. И могли бы все это издавать, мы могли бы насытить рынок дальневосточными изданиями, но не хватает оборотных средств.

- Когда произошла фокусировка на исторической краеведческой литературе?

- С самого начала это было одно из направлений. Так мы затеяли издавать лучшую прозу дальневосточников в серии «Архипелаг ДВ». Но издавать такие книги за свои деньги – это тупиковый путь, они должны издаваться с грантовой поддержкой. Потому что это некоммерческий проект, а исключительно культурологический, просветительский.

Библиотеки у нас книги почти не закупают, и в этом смысле ситуация в крае сложилась совершенно абсурдная, потому что в других регионах библиотеки закупают книги местных издательств.

Два года назад по распоряжению губернатора Владимира Миклушевского библиотеки закупили большое количество наших книг – это была правильная, но разовая акция.

Александр Колесов в книжном клубе "Невельской" (ул. Адмирала Фокина,10а)

- Почему это не делается?

- Этот вопрос я задавал много раз нашим чиновникам, нашему региональному руководству по культуре. Ведь у нашего взаимодействия могут быть разные формы: вот вышла яркая приметная книга, могущая заинтересовать читателя Приморья, она должна быть включена в список закупок. И в итоге библиотека получает книги, а издательство – деньги для своего развития.

Мы не говорим: дайте денег, мы говорим: давайте сотрудничать, давайте нам заказы – социальные, государственные. Я много раз выходил с инициативой делать просветительские библиотеки для молодежи, для школьников, но пока это все остается невостребованным.

- Как вы принимаете решение относительно издания книги?

- Смотрю, будет ли книга интересна читателю, востребована. Последние годы мы работаем именно с таким прицелом: не вхолостую, не наугад, а десять раз взвесив, прежде чем принять решение.

- Вы единолично принимаете решение?

- В разные годы было по-разному. Когда мы были акционерным обществом, решение принимал совет учредителей. Есть редакционная коллегия альманаха, и там так или иначе происходит лоббирование. Сегодня основной советчик – наша бухгалтерия: делать – не делать, стоит – не стоит. Но поскольку коллектив маленький, опираюсь все же на свой опыт, свои знания общероссийских и дальневосточных трендов.

Я мечтаю, чтобы появилась возможность свободно работать в этой краеведческой исторической нише, ведь у нас уникальное количество текстов, книг, которые не переиздавались по сто лет. Эти издания хранятся в наших региональных библиотеках.

Кроме того, есть новые идеи о книгах про Бохайское царство, о чжурчжэнях, то есть о древней тысячелетней истории. Раньше из-за китайского пограничного вопроса эта тема была запрещена, поэтому выходили только монографии, а популярные издания не издавались. А сейчас это можно и нужно. Но с наскока такие книги не издаются: нужно время, специалисты, археологи, историки, это большая работа и пока не так много удается сделать.

- Что вызывает больший читательский интерес: актуальность темы или умение автора рассказать историю?

- В идеале, конечно, тема должна быть интересна и воплощение сколько-нибудь профессиональное. Например, один из наших бестселлеров – «Письма из Владивостока» Элеоноры Лорд Прей.

Если посмотреть, просто американская мещанка, приехавшая из Новой Англии вслед за мужем-бизнесменом, писала письма про место, где жила. Но она была неравнодушной, талантливой и оказалась интересна читателям спустя сто лет.

- Может быть, сейчас время такое, когда повышенный интерес к личным дневника в виде блогов, социальных сетей.

- Конечно, сейчас особенно интересен нон-фикшн, он лидирует в читательском спросе. Художественная литература интересна, скорее, в лице конкретных писателей – это Василий Авченко, Лора Белоиван, сейчас выходит новая книга Кости Дмитриенко в издательстве «Эксмо». Недавно по нашему приглашению на ярмарку «Печатный двор» приезжал Василий Голованов, который работает в жанре тревелога.

У него есть огромная «Каспийская книга» - микс из историй, наблюдений, общения с людьми и просто каких-то личных переживаний. Познавательно, любопытно, неожиданно - и очень интересно читать, потому что талантливо написано.

- Линия развития издательства – волнообразная со взлетами и падениями или планомерное движение к успеху?

- Бизнес наш таков на этой огромной территории России – в Дальневосточном федеральном округе – что по-настоящему эффективных издательств столько, что хватит пальцев двух рук пересчитать. Бизнес очень рискованный, специфический, своим коллегам в Москве я говорю, что мы живем на разных планетах. Москва, Санкт-Петербург – именно там сконцентрированы все издательства, типографии и, по большому счету, все читатели. А мы существуем по принципу, не благодаря, а вопреки. Выживаем каким-то чудом.

Если говорить о каком-то развитии, потому что финансовая ситуация всегда была сложной, оно заключается в более четком понимании того, что нужно делать сегодня на основе опыта, своего личного, издательского, читательского. Понимания, куда сегодня надо идти.

- И куда?

- Я часто говорю, что видимые у нас огромные перспективы: мосты, кампус на Русском, закрывают факт, что до сих пор есть «Дальний Восток», который не открыт, потому что люди, живущие здесь, не знают тысячелетнюю историю региона, все эти фантастически красивые сюжеты.

Наше сколько-нибудь полное знание об этой земле исчерпывается 150-ю годами, историей российского Дальнего Востока. А что было до того? Говорят, что надо увеличивать население региона, которое неумолимо сокращается, но недооценивают при этом гуманитарную составляющую и эта недооценка сказывается. Потому что ожидания людей не исчерпываются материальными вещами.

Из позитивных изменений – заметно увеличился поток туристов, люди приезжают издалека и обращаются с вопросами: почему нет европейского типа путеводителей, почему нет вот этого и вот этого. То есть спрос есть, а наше предложение отстает.

- Почему?

- Проблема не решена на государственном уровне. По-хорошему, в идеале, государство должно заказывать какие-то вещи издательствам, причем не московским, а местным. Говорят, что местный бизнес надо развивать. Мы тоже занимаемся бизнесом, пусть и маленьким. Мы, между прочим, производим товары народного потребления. Об этом много говорится, но по факту получается только слова и слова.

А ведь мы работаем на укрепление имиджа региона и его продвижение в России и за рубежом. Недавно прошедшая региональная ярмарка «Печатный двор» показала, что книг в регионе издается минимум.

- Можете какие-то цифры озвучить?

- Они не отражают реальность. Потому что мы по старой советской привычке упорно фанфароним, рисуем какие-то цифры, чтобы масштабы показать, вместо реальной картины, которая довольно плачевная. По факту предъявить мы можем гораздо меньше, чем ждет читатель.

- А что лично вам помогало переживать такие отчаянные состояния и двигаться вперед?

- У меня и сейчас настроение абсолютно непраздничное. Я решил отметить четвертьвековой юбилей новыми проектами - ратными подвигами, как говорится. Даст бог, к концу года выпустим четвертый том полного собрания сочинений Владимира Клавдиевича Арсеньева.

Причем, когда я десять лет назад за это взялся, я понимал, что это авантюра и совершенно неоправданный шаг - издавать полное собрания сочинений, такого автора, как Арсеньев, наследие которого сохранилось, но оно не собрано, не аттрибутировано, не прокомментировано, не издано, стало быть, не прочитано и вклад Арсеньева в развитие Дальнего Востока полностью не оценен. Но я понимал, что если издательство «Рубеж» за это не возьмется десять лет назад, то пройдет еще какое-то время и за это не возьмется вообще никто – не будет ни сил, ни возможности, ни решимости, уйдут люди, которые могут в этой работе помочь – собрать и прокомментировать.

А ведь Арсеньев – один из самых востребованных авторов и многие читатели хотят прочесть его от первой до последней строчки.

- Элеонора Прей, Арсеньев – а какие еще авторы могут составить топ самых популярных изданий «Рубежа»?

- В прошлом году мы издали «Владеть Востоком: меценаты, предприниматели, как все начиналось» Амира Хисамутдинова. Казалось бы, тема должна быть интересна достаточно узкому кругу читателей, а оказалось – совсем нет, книга быстро разошлась, потому что она не о предпринимательстве, а о развитии Дальнего востока и Владивостока. Там редкие фотографии, которые не публиковались ранее или редко публиковались.

- По вашим ощущениям интерес к истории Владивостока, Дальнего Востока растет год от года?

- Я думаю, да. Сейчас эта тема интересна, потому что люди хотят больше знать про ту территорию, на которой они живут. И второй момент – Владивосток среди лидеров в поисковых запросах, в медийном пространстве, он интересен.

- А вы чувствуете, что в этом росте интереса есть немалая заслуга издательства «Рубеж»?

- Отчасти, конечно, потому что в этом смысле наше издательство делает намного больше, чем какое-либо другое и наш вклад в разжигание интереса заметен.

Интересные материалы