Елена Стихина - одна из ведущих солисток Приморской сцены Мариинского театра. Она сразу стала любимицей публики с момента открытия театра, завоевав любовь зрителей своим голосом и яркими характерными образами.
- Как вы решили связать свою жизнь с музыкой, что повлияло на ваш выбор?
- Это произошло случайно, хотя и говорят, что все случайности не случайны. Но я никогда не планировала быть певицей. Хотела стать лингвистом, потом экономистом. Меня все время бросало из стороны в сторону. В какой-то момент в 15 лет я попала в певческую самодеятельность и поняла, что не могу без этого жить. До этого я закончила музыкальную школу по классу фортепиано, но даже тогда не думала о том, чтобы серьезно заняться музыкой. А когда начала петь и поняла, что у меня получается, дарит мне удовольствие, тогда и решила попробовать связать с этим свою жизнь.
- Кто был тот первый человек, который сказал, что вы талантливы, и нужно продолжать дальше?
- Это был руководитель нашего вокального коллектива Ольга Сергеевна Хрулева. Изумительный, добрый человек, любящий музыку. Она сразу почувствовала, что у меня есть к этому предрасположенность и всячески старалась меня этим увлечь. Оперное пение — это не то, что сразу пришел, увидел, услышал и тут же полюбил. Эта любовь воспитывается в себе.
[caption id="attachment_2729" align="alignnone" width="900"]
Опера "Евгений Онегин", фото: пресс-служба Приморской сцены Мариинского театра[/caption]
- Почему в итоге выбрали именно оперное отделение?
- Когда читаешь книжку, то представляешь или не представляешь себя героиней какого-то романа. Так и я… Ни в джазовом, ни в эстрадном вокале себя не вижу. Мне нравится классическая музыка, оперное исполнение, и то чувство единения с симфоническим оркестром, которое невозможно передать словами.
- Как относитесь к попыткам режиссеров переиначить классические поставки на современный лад?
- Меня это только радует. То, что написано глубоко, через века будет применимо к людям и любому времени. В опере есть какие-то условности, но главные жизненные принципы — любовь, ревность, верность — будут оставаться, будь то 17-й или 21 век.
[caption id="attachment_2727" align="alignnone" width="900"]
Елена Стихина, фото: Юлия Никитина[/caption]
- Опера должна оставаться искусством для избранной публики или нужно расширять и стирать границы?
-
Современные оперные певцы (как, например, Анна Нетребко) сделали оперную музыку более доступной и понятной. Сейчас все больше людей начинают слушать классическую музыку, она становится популярной. Я считаю, что опера не сможет упроститься, но постараться ее сделать ближе для людей, которые ее не знали, возможно.
- Как вы запоминаете тексты на итальянском? Есть какой-то секрет?
- Секрета нет, стихи в школе все учили. Нам в консерватории преподавали иностранный язык — итальянский. Поэтому частично все оперные певцы говорят на этом языке. Конечно, чтобы все выучить, приходится прилагать усилия. Есть фразы, которые, например, уже не используются в современной речи, но мы всегда делаем подстрочный перевод, чтобы знать, о чем поешь. Каждый певец запоминает по-разному — кто-то просто слова с мелодией, а кто-то сначала напевает мелодию, потом слова.
[caption id="attachment_2724" align="alignnone" width="900"]
Опера "Тоска", фото: пресс-служба Приморской сцены Мариинского театра, Геннадий Шишкин[/caption]
- Бывают комические ситуации на сцене?
- Вот когда партнер забывает слова — это далеко не комическая ситуация. Но иногда он может себя по-другому повести на сцене, что-то его подталкивает. Ты ему о любви поешь, поворачиваешься, а он вообще в другой стороне кулисы. На самом деле мы больше боимся на сцене не услышать оркестр, а зачастую это бывает. Казалось бы, музыканты рядом, в оркестровой яме, а на самом деле звук уходит в зал. И здесь приходится чувствовать музыку интуитивно.
- Какие приметы у оперных певцов?
- Если уронил клавир, то на нем надо посидеть, но я стараюсь абстрагироваться от всего этого. Все приметы пошли откуда-то из жизни, и я стараюсь не придавать им большого значения. Бывает, в шутку мы можем почитать гороскоп, посмеяться. Смотрела как-то фильм про шпионов, и когда одного из них взяли в плен, то спросили: «Как вы можете не волноваться?» Он ответил: «А это поможет?» И это так про меня.
[caption id="attachment_2725" align="alignnone" width="900"]
Опера "Тоска", фото: пресс-служба Приморской сцены Мариинского театра, Геннадий Шишкин[/caption]
- Есть какой-то секрет для улучшения голоса у оперных певцов, или выпивание сырых яиц не более чем миф?
- Это скорее миф. Голос зависит от нашего здоровья, как физического, так и психологического, — хорошего сна, питания и настроения. Я вот себя хорошо чувствую, когда съедаю шоколадное пирожное, расцветаю буквально. А кому-то хорошо после стейка. Больше никаких секретов.
- Что слушаете в свободное время, когда гуляете или наедине с собой? Есть что-то такое несвойственное для классического исполнителя?
- Я такой же человек, как и все. Музыка — это моя работа, и я слушаю самые разные записи. Мы должны развиваться. Я очень люблю эстрадную, джазовую музыку… Элла Фицджеральд, Дайана Кролл, Эми Уайнхаус. Иногда что-то такое слушаю, что думаю: «О, Господи, хоть бы никто не знал, что я оперная певица, потому что такое раздается в наушниках!»
[caption id="attachment_2726" align="alignnone" width="900"]
Опера "Евгений Онегин", фото: пресс-служба Приморской сцены Мариинского театра[/caption]
- Какие женщины в истории вызывают у вас восхищение, в образе которых хотелось бы выйти на сцену?
- Есть оперные партии, которые хотелось бы спеть, и ты себя в этом видишь, а есть женщины, которые тебя вдохновляют. И это моя мама. Она у меня изумительная, умнейшая, красивейшая женщина. Мне хочется быть на нее похожей. Мне нравится Анна Нетребко — потрясающая женщина, талантливая певица, достигшая таких высот в карьере, о которых мечтают, наверное, все оперные певицы. Это эталон, что бы кто не говорил, и как бы к ней не относился.
- Вы боитесь выбора между карьерой и семьей?
- Мы сейчас в таком мире, когда этот вопрос вряд ли встает настолько сложно. Уверена, что останусь в карьере, и нет ничего запредельного в том, чтобы построить семью. Гораздо сложнее встретить того самого человека, с которым ты можешь провести всю жизнь.
- Вам ближе лирические героини как Татьяна из оперы «Евгений Онегин» или роковые женщин, как Тоска?
- Все образы, которые я воплощаю на сцене, стараюсь пережить, пронести через себя. Я не считаю себя роковой женщиной, хотя образ Тоски очень люблю — он сложный и многогранный. В жизни я более спокойный человек, хотя у меня тоже сложный характер. Тоска такая многосторонняя, так сильно меняется на сцене от первого акта до последнего. Но мой самый любимый образ — Татьяна. Она такая чистая, необыкновенная, цельная. Я ее понимаю от первой и до последней ноты, понимаю и как женщину от начала и до конца. Это одна из самых дорогих моему сердцу партий! Еще поступая в консерваторию, я мечтала ее исполнить на большой сцене, и невероятно счастлива, что теперь она есть в моем репертуаре. Мечта, ставшая явью.
[caption id="attachment_2730" align="alignnone" width="900"]
Татьяна Ларина, фото: пресс-служба Приморской сцены Мариинского театра[/caption]
- Как считаете, в театре для публики должен быть дресс-код?
- Каждый решает это для себя по своему — все зависит от воспитания и культуры. Надо уважительно относиться к тому месту, куда ты приходишь, и стараться не заявляться в валенках. В то же время внешний антураж — это не всегда внутренняя сущность. Для кого-то поход в театр — выход в свет, а для кого-то — возможность послушать музыку.
- У вас во Владивостоке появились любимые места?
- Очень люблю ходить пешком, хотя во Владивостоке это сложно из-за огромного количества машин. Приятно прогуляться по набережной, насладиться видом. Но самое любимое место в городе — это театр.
Благодарим за помощь в проведении интервью Gastrobar Buono.
СПРАВКА: Елена Стихина (сопрано) родилась в г. Лесной Свердловской области. В 2012 г. окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс доцента Л. Рудаковой). В период обучения в консерватории стала первой исполнительницей «Цикла на стихи персидских поэтов» Ф. Хайдаровой, произведений «Моя любовь», «Музыкальное приношение А. Тарковскому», «Цикл произведений на стихи А. Вознесенского» К. Ширяева.
В июне 2012 г. в музее им. В.И. Ленина на Красной площади приняла участие в открытии года Германии в России, а также в открытии III международного студенческого форума (Берлин, Германия) в рамках перекрестного года России в Германии.
В 2013 г. участвовала в «Beethovenfest» (г. Бонн, Германия), Opernwerkstatt (г. Зигрисвиль, Щвейцария).
С 2014 г. — солистка Государственного Приморского театра оперы и балета.
С 2016 г. работает в составе оперной труппы Приморской сцены Государственного академического Мариинского театра.
Лауреат международных конкурсов и обладатель международных премий.
Текст: Юлия Никитина, фото: Юлия Никитина, пресс-служба Приморской сцены Мариинского театра, Геннадий Шишкин