"Май-май" — это творческая мастерская флористики и декора. Почему авторские букеты не могут стоить дешево и зачем мастерскую превращать в шоу-рум, рассказала Надежда Моряк.
Любовь и дело
Еще несколько лет назад сирень, мимоза или хлопок редко встречались в букетах большинства флористов Владивостока, скорее это был стандартный набор — розы, герберы, тюльпаны, хризантемы. О том, чтобы цветы оформлять не в обычную упаковку, а например, в коробку, и речи не шло. Однако европейские тренды на авторскую флористику доходят и до Владивостока. Именно это направление принесла в цветочные лавки города Надежда Моряк, увидев в сети букеты необыкновенной красоты около четырех лет назад и влюбившись в них с первого взгляда.
После двух месяцев на курсах флористики одним из первых родился букет невесты для подруги, а затем появились и первые клиенты.
— Мне нравится создавать. У меня не было идеи превратить мастерскую, в большое предприятие. Сначала был холодильник дома, я покупала цветы, собирала букеты, фотографировала и выкладывала в сеть, — рассказывает Надежда.
Но позже понадобилась помощь, которая пришла в лице Евгении — верной помощницы, и сейчас собирающей букеты в "Май-Май".
Сначала девочки творили в маленьком закуточке с видом на море и катера площадью не больше 14 кв. метров. Со временем клиентов становилось больше, штат пришлось увеличить, поэтому в мае прошлого года мастерская сменила место, увеличив площадь до 56 кв. метров, заняв два этажа.
Ежедневно в работе мастерской задействовано четыре человека, но есть и привлеченные специалисты – дизайнеры, резчики по дереву, лазерщики, специалисты по закупкам. Суммарно – восемь человек.
Цветочная экономика
На открытие новой мастерской ушло больше 400 тысяч рублей, самым затратным оказался ремонт. Нужно было сделать деревянные полы, оформить ресепшен, рабочее пространство для флористов, установить большую холодильную камеру для цветов и закупить мебель. Примерно такую же сумму приходилось вкладывать и в цветы, которые не переставали заказывать каждую неделю.
Окупилось создание мастерской только сейчас. По словам Надежды, после смены локации, увеличении штата и заказов примерная месячная прибыль составлять 50 тысяч рублей.
Средняя цена букета в "Май-Май" — 3,5 тысяч рублей. В месяц мастерская делает 300 букетов.
— Нам хочется творить, поэтому букеты за 600 рублей нам не интересно делать не столько с финансовой точки зрения, сколько как творцам и художникам. Мы переживали, что люди этого не поймут. Нередко даже стесняемся, предлагаем не очень дорогие варианты, а нам говорят, мол, наоборот, шикарнее букет сделайте…
Нас, конечно, такие клиенты очень радуют. Но, это не значит, что мы рады тем, кто заказывает букет за 10 тысяч и совсем не рады тем, кто хочет уложиться в 1 тысячу рублей. Если кому-то нужны три нарцисса в нашей фирменной крафт-упаковке, мы с удовольствием сделаем, — рассказывает Надежда Моряк.
Самый дорогой букет в "Май-Май" стоит около 10 тысяч рублей. Но однажды, рассказывают девушки, у них заказали просто гигантскую цветочную коробку, которая стоила 20 тысяч рублей, она была наполнена только пионами, орхидеями и эвкалиптом. С этим заказом три флориста справились за три часа.
— Мы черпаем идеи из европейских тенденций, смотрим на опыт зарубежных коллег, их эстетику, ведь они сильны в умении жить красиво. Мы берем основу и дополняем ее, оставляя итоговый вариант таким, каким он нравится именно нам, — поясняет владелица "Май-Май".
Самое сложное и одновременно интересное в работе мастерской – выбор и поставка цветов. Свежие цветы привозят во Владивосток раз в неделю, это для рынка, сильно удаленного от Москвы, является вполне приемлемым сроком. Привозить чаще – невыгодно, потому что партии будут мелкими, а цветок, который и так покупают за евро, обойдется в два раза дороже.
Круглый год цветы в "Май-Май" поступают напрямую с голландских аукционов. К слову, в конечную стоимость одного цветка входят затраты на работу флориста, стоимость упаковки, все транспортные расходы и торговая наценка, которая позволяет не только оплатить курьерские услуги, но и получить прибыль.
Помимо импорта приморские цветочницы используют и местный продукт, но лишь несколько месяцев в году.
— Берем все сезонные цветы – пионы, по осени это георгины, тюльпаны, все что угодно. Но в зимнее время, к сожалению, местного производства нет, поэтому приходится заказывать цветы из Голландии. Стоит отметить, что период цветения пиона в Приморье не больше месяца, а этот импортный цветок, мы можем привозить на протяжении полугода, — отмечает Надежда Моряк.
С упаковкой для букетов у "Май-Май" проблем нет: покупают на местных базах. Коробки для цветов возят из Китая.
Ранее Надежда Моряк обращалась на Уссурийский картонный комбинат, однако у них пришлось бы заказывать не только слишком большие партии, но и разрабатывать новый вид коробки. Поэтому оказалось проще и дешевле воспользоваться услугами китайских умельцев.
Декор и шоу-рум
Флористика и декор неразрывно связаны со свадебным торжеством, но развивать бизнес в этом направлении Надежда Моряк планирует постепенно.
— Наша команда не может себе позволить огромного количества свадебных заказов, потому что каждое торжество — это огромный проект, который требует тщательной подготовки. Да и по части прибыли на свадьбах, все неоднозначно. Конечно, можно зарабатывать много если ты умеешь все просчитывать. Но в этом случае нужно быть акулой свадебного бизнеса, а у нас пока такого опыта нет...
Зарабатывать на свадьбах можно, имея даже одну арку, которую ты будешь сдавать в аренду, украшая по-разному. Но этот путь не для нас. Если мы беремся за свадьбу, то делаем все с нуля, а это очень затратно. Пока ищем грамотные пути развития свадебного направления, будем думать, как сделать, чтобы невесты были довольны и счастливы, а мы слез не лили, работая по ночам, без отдыха почти ничего не зарабатывая, — рассказывает Надежда.
Ежедневная розничная продажа букетов — это постоянный доход для "Май-Май", но к цветам девушки предлагают и различные элементы декора – воздушные шары, надписи и фигуры из дерева, а также открытки и броши.
Фигуры из дерева – самостоятельный проект "Май-Май". Девочки закупают материал, подбирают шрифты, создают макет, обрабатывают, окрашивают и после согласовывают с заказчиком, но резьбой занимается привлеченный специалист.
Среди открыток есть те, которые разработали в "Май-Май", а есть и творчество сторонних авторов.
— Я нашла девушку, которая создает бесподобные открытки, влюбилась в каждую из них и поняла, что это должно быть у нас, а копировать идеи мне не хочется. Если человек создал что-то прекрасное, почему бы не поддержать его дело? Мы покупаем большую партию, и он уже имеет возможность зарабатывать, двигаться дальше, создавать новые вещи, — поясняет основательница "Май-Май".
По такому же принципу в цветочной мастерской начали продавать мыло и натуральную косметику: на полках было свободное место, а мастер нашелся сам. Владелица "Май-Май" планирует и дальше наполнять мастерскую уникальными продуктами приморских умельцев, превращая пространство шоу-рум.
— Я сторонник того, чтобы не возить импортный товар. Неужели у нас никто не может сделать такие свечи, такой аромат, запах или какие-то ювелирные изделия как там?! Нужно развивать нашу экономику и поддерживать наших ремесленников, — уверена Надежда Моряк.
Текст: Инна Холина
Фото: Мария Бородина