32 музыкальных коллектива, одна сцена, семь тематических лекций – три из которых про экологию и одна про современное искусство, хедлайнеры – американская группа Filligar с двумя тысячами подписчиков в Instagram - размах пятого юбилейного V-ROX переоценить сложно.
Зрителей было много – это правда, но и они с тоской вспоминали тучные годы, когда доходило до нескольких сцен одновременно, трехсот исполнителей, когда на сцене корейские хипстеры отжигали про «перемен требуют наши сердца», а братья Макарычевы демонстрировали, как успешно петь на русском английском. Продюсеры, промоутеры, менеджеры и прочие представители мировой музыкальной индустрии, которые по законам существования таких площадок, должны были присутствовать, смотреть, отбирать и склонять музыкантов к дальнейшему, в этом году тоже отыскивались с трудом.
Вопрос «А будет ли шестой фестиваль, и если да, то зачем?» - висел в воздухе.
Изначально V-ROX планировался как шоукейс фестиваль, то есть такая площадка, где начинающие дарования могут выступать перед широкой публикой и обращать на себя внимание сильных музыкального мира сего. К V фестивалю становится все более очевидно, что выступление здесь – это не про великие музыкальные амбиции, а чисто по любви.
- Когда нас сюда пригласили, то мы поехали поделиться своей музыкой, познакомить с ней и приобрести нечто новое для себя. Мы уже были в России в прошлом году, страна показалась нам необычной, поэтому нам интересно было еще раз вернуться.
Если мы своим участием в фестивале привлечем внимание продюсеров и вызовем интерес, то почему бы и нет, но это далеко не самое главное, что мы ищем.
- Я рад, что приехал во Владивосток, чтобы поделиться своей народной музыкой, дать людям возможность услышать необычный звук на необычных инструментах.
Если на кого-то моя музыка произведет впечатление и мне выдастся шанс проехать с гастролями по России, то я, конечно, им воспользуюсь, но я приехал я не специально для этого.
Я могу только делиться музыкой, а кому-то понравится, кому-то нет – я на это повлиять не могу. Музыка – как пища: каждому человеку нужна разная, и музыка для человека – пища для души.
- С этим проектом я выступаю второй год, а вообще это четвертый V-ROX, в котором я участвую. За это время никаких предложений от представителей зарубежных - азиатских музыкальных форумов-фестивалей - не поступало.
В этом году на V-ROX мы ощутили интерес зрителя. Сейчас для нас это является главным ориентиром.
Для тех же музыкантов, у кого выступление на главной сцене V-ROX не является вершиной карьерных амбиций, вопрос наличия на фестивале значимых в музыкальной индустрии людей стоял остро.
В прошлые годы, как мы все помним, таковых было достаточно и своим опытом по превращению мальчиков из Тольятти в столичных звезд они делились на открытых лекциях и круглых столах. В этом году образовательная программа оказалась сильно сиквестированной, к удивлению заинтересованных персон.
- V-ROX - фестиваль нужный и важный. Возможность участия мы обсуждали еще год-полтора назад, но только в этом году все факторы сложилось. V-Rox должен был стать заключительным этапом нашего микро-тура, который должен был начаться на HO-HAI-YAN Gongliao Rock Festival, но карты смешал тайфун. Отлично, что его влияние во Владивостоке ограничилось только живописным туманом, застилающим весь город.
Ожиданий от фестиваля было минимум. Если солистка Эва Вострокнутова была раньше во Владивостоке со своими dj-сетами, то для всех остальных это было первым знакомством и с городом и с фестивалем. Лекционная программа фестиваля оказалась достаточно компактной: не было огромных круглых столов, посвященных проблемам современного музыкального бизнеса.
Но, тем не менее, после обоих концертов мы получили достаточно много приятных отзывов и предложений строить мосты от совершенно разных людей и компаний. И это хорошо, потому что Азия, в принципе, очень интересна: мы уже выступили на фестивале Love Love Rock на Тайване.
Очень жаль, что не было списка делегатов и каких-то объединяющих активностей для профи.
- Я был на разных фестивалях, в том числе на корейских Zandari Festa и Mu:Con, и V-ROX во многих смыслах от них отличается. Здесь есть главная сцена, на которой исполнители выступают и зрители смотрят.
На других фестивалях есть, например, чек-пойнты, когда музыканты, продюсеры, промоутеры, менеджеры собираются в штаб-квартире и могут установить взаимополезные контакты, наладить связи.
В этом году – я не знаю, есть ли кто из продюсеров и менеджеров, но в предыдущие годы были, и мы с ними знакомились. Но не в том формате, что они приедут, возьмут тебя и поведут куда-то.
Важно, чтобы они приехали и поделились опытом, маловероятно, что они кого-то из местных групп посчитают потенциально прибыльными и захотят на них зарабатывать деньги. Больше это возможность для самих музыкантов – идти, цеплять, знакомиться.
В принципе, именно так у меня получилось завязать контакты с продюсерами корейского и китайского фестивалей.
Тем, кто не в курсе сообщаем: кое-какие представители международной музыкальной сцены (например, шеф-куратор фестиваля Playtime Mongolia-2017 и директор и продюсер проекта Music from Okinava) все же были, и некоторые из местных музыкантов удостоились внимания с их стороны и предложений. Но по указанным ниже причинам предложения остались на уровне предложений.
И, как стало известно из неофициальных, но близких к телам, источников: представители разъезжались в угнетенном состоянии духа.
- Сразу после нашего первого выступления на V-ROX Монголия и Корея разрывали нас за сценой на части, но, как и во всех подобных историях с местными командами, когда речь заходит о минимуме – компенсации проезда, организаторы растворяются в приморском тумане.
В этом году к нам снова обратилась Монголия, предлагая быть представителями России на фестивале в 2018 году: их покорила наша энергетика и работа со зрителями, а это, собственно, отличительная черта «Марлинов». Будем вести переговоры.
Я думаю, что свою задачу как глобальный, международный проект – шоукейс, на котором группы, продюсеры и организаторы фестивалей могут присмотреться друг к другу и, возможно, начать взаимодействовать, V-ROX реализует.
На первых фестивалях этому способствовало большое разнообразие тематических лекций, на которые целенаправленно приглашались весомые фигуры шоу-бизнеса. Это были, в том числе, и продюсеры в своих сферах деятельности, близкие к шоу-бизнесу, но это не то же самое, что продюсеры, находящиеся в поисках «талантов», какими их показывают в кино или описывают в звёздных биографиях.
В этом году, к сожалению, программа фестиваля и вовсе не включала в себя лекции такого уровня. Выходит, если говорить о нашем опыте общения именно с продюсерами, то судя из вышеозвученного, он равен нулю.
Если говорить о зарубежных фестивалях и концертах, то что на них происходит с нашими командами? Может собраться приличное количество людей у сцены, но только чтобы посмотреть на «диковинку», на «белых ходоков» из России, не больше. В этом смысле очень трудно отследить реакцию, а, значит, «довольно положительный опыт» со слов наших коллег – это всего лишь слова наших коллег.
В этом плане участие «Марлинов» в крупнейших российских фестивалях («Дикая Мята» и «Доброфест») намного больше оправдывает себя: мы видим приток новых слушателей во всех социальных сетях, положительные восторженные отзывы, интерес организаторов других фестивалей, которые нам предлагают компенсацию проезда, питания, трансфер, всестороннюю информационную поддержку, заботу и простое человеческое участие.
Конечно, это не значит, что не стоит пытаться участвовать в зарубежных фестивалях – это значит, каждая команда должна найти в этом смысл и правильное время. Для себя мы в этом смысла пока не видим, но время покажет.
- Фестиваль - это и есть та лакмусовая бумажка, которая показывает, чего ты действительно стоишь. Время уходит, и ты обязан что-то сделать, или молчи, ничего не говори.
Хотелось бы, конечно, чтобы люди, облеченные властью, помогали не только народникам – понятно, кокошники там, сарафаны, но сейчас-то культура другая, и ее представители другие.
И по примеру европейских стран, которые поддерживают альтернативные культуры, хотелось бы, чтобы и нам помогали.
Но мы и сами справляемся.
Группа Starcardigan закрывала пятый V-Rox. Ребята только вернулись с фестиваля Playtime Mongolia-2017 – деньги на поездку и проживание они находили сами. До этого, также на собственные деньги, съездили в несколько больших гастрольных туров по Китаю.
Куратор V-ROX, Илья Лагутенко не устает каждый год ребят за это нахваливать, объясняя, что они – единственные движутся в правильном направлении, независимо от своего присутствия или неприсутствия на V-ROX.
- Сейчас у нас есть группа Starcardigan. Если честно, я им аплодирую: собственными руками усилиями они организовывают себе гастроли в Китае, Южной Корее и Монголии в нескольких десятках городов. Такое в нашей стране не удавалось никому. Они единственные, кто движутся своими силами в нужном направлении.
Я считаю, это замечательный пример, доказывающий, что такие люди у нас есть. Хотелось бы, чтобы их было больше. В целом, скажем так, дальневосточная и российская эстрады оказались на такими богатыми на международное сотрудничество, как ожидалось первоначально.
К тому же, Владивосток не смог стать центром притяжения для зарубежных групп из стран АТР. Один из факторов — дорогие транспортные расходы.
Хотя, если посмотреть с другой стороны, то мы всегда избегали коммерциализации фестиваля, чтобы привлечь энтузиастов, которые могут приезжать к нам, делиться мыслями, планами и творческой энергией. Зарубежные группы проявляют к V-ROX живой интерес, но есть проблемы с визами.