Автор уже нашумевшего проекта про ту незначительную часть жизни, которая была до приезда в наш город

Автор уже нашумевшего проекта "Звуки Владивостока" рассказал про ту незначительную часть жизни, которая была до приезда в наш город

"Звуки Владивостока" - это шестиминутный (точнее, 6 минут и 6 секунд) ролик, где пение православного хора перемежается рычанием тигра Амура, шипением погасшей буквы из светодиодной надписи "Владивосток" на здании железнодорожного вокзала и треском ломающегося льда.

Мариосу Иоанну Элиа удалось единым порывом создать парадный звуковой портрет города и стать самой обсуждаемой фигурой медийного пространства последних двух недель. В многочисленных интервью Мариос с удовольствием рассказывает о неповторимости и уникальности нашего города.

Мы решили, что неплохо бы узнать еще кое-что о нем.

- Мариос, как живя на Кипре, вы вдруг оказались во Владивостоке?

- Ну, когда ты уже находишься во Владивостоке, ты понимаешь, что нет ничего невозможного. Но это, конечно, в теории, на практике все несколько иначе. Я подал заявку в арт-резиденцию ЦСИ "Заря" и меня пригласили сделать проект про Владивосток. Поэтому нашей задачей было, с одной стороны, рассказать про Владивосток жителям города, а с другой стороны, самим стать частью этого города.


При работе над акустическим проектом "Звуки Владивостока" было записано около 600 звуков. В итоговый фильм вошло всего 133.

В проекте приняли участие 350 музыкантов и певцов, 8 дирижеров, 15 организаций Владивостока.

За визуальный ряд отвечал режиссёр Костис Николас.


Я считаю, что Владивосток заслужил этот проект. Потому что уже CNN сделали репортаж об этом проекте и фильм в январе будет показан в программе берлинского кинофестиваля HellasFilmboxBerlin .

- Расскажите про свой первый приезд в город?

- Во Владивосток мы впервые прибыли в марте 2017 года по Транссибирской железной дороге, хотели записать даже ее звук, но было не очень интересно – стук колес поезда и все.

Мы должны были прожить в городе месяц и хотели полностью внедриться в жизнь Владивостока, поэтому пожили даже в гостинках. И когда все это стоит вокруг тебя – вся эта "гостиничная" атмосфера. По опыту – это где-то между снимать замерзшее море при минус 15 и стоять перед клеткой с тигром Амуром.

- А какой опыт был все же самый экстремальный или запомнившийся?

- Их было несколько на самом деле. Очень яркий опыт, когда в начале марта ранним утром мы забрались на сопку Холодильник. Стоял густой туман, температура была примерно минус 20 градусов, было жутко холодно. И тут мальчик начал вращать стоявшие там пушки и этот скрежет и запах металла тонул в тумане, а потом начало подниматься солнце – и все вместе создавало непередаваемое ощущение.

Еще сильное впечатление осталось от посещения Токаревского маяка – там море было в трех состояниях: с одной стороны абсолютно замерзшая бухта, с другой – море, покрытое льдом, но с лакунами, и передо мной – живой океан.

Мариос Иоанну Элиа
Мариос Иоанну Элиа

- А как у вас вообще возникла вот эта концепция полимедиальности – что на классическую музыку можно накладывать совершенно чуждые шумы и наоборот – звуки города соединять в гармонические сочетания?

- Я родился на Кипре, где вообще нет возможности слушать классическую музыку. Моя семья была достаточно бедной, и наш дом было не очень хорошим. Когда шел дождь, крыша протекала, и чтобы вода не заливала пол, мама подставляла посуду. И вот этот звук падающих капель в таз меня абсолютно завораживал.

Мой отец был инженером, и я в детстве бывал на стройках и вот этот гул стройки, грохот и скрежет конструкций также производил на меня сильное впечатление - мне казалось, что я в центре какой-то грандиозной производственной оперы.

Но это про жизнь. А вот больше уже про искусство: в 2003 году меня пригласили на фабрику Volkswagen в Дрездене, которая была полностью стеклянной, и мне показалось, что я смогу использовать это место, чтобы показать свою музыку.

Я попытался расставить группы музыкантов в разных частях фабрики и сыграть симфонию, но мне, как дирижеру, это оказалось все же достаточно тяжело, потому что на расстоянии музыканты плохо взаимодействовали друг с другом, поэтому пришлось снова собрать их вместе. И тогда я подумал: а как машины взаимодействуют друг с другом, как коммуницируют? Понятно, что только при помощи клаксонов и световых сигналов фарами.

Так я подошел к эксперименту с оркестром из автомобилей – то есть попробовал создать из негармоничных звуков клаксонов классическую симфонию. И вот в 2010 году - к празднованию 125-летия изобретения автомобиля - я создал первый в мире автомобильный оркестр, который состоял из 80 автомобилей: от классических до современных суперкаров, автобусов и грузовиков.

- Расскажите про проект "Гимн Владивостока"?

- Этот проект мы создадим вместе с Тихоокеанским симфоническим оркестром Приморской краевой филармонии и академическим хором ДВФУ, я решил назвать его "Варяг" в честь матросов-героев, погибших на этом судне во время русско-японской войны. Премьера симфонии будет 24 мая в День славянской письменности.

- Есть какой-то необычный природный звук, который вы хотели бы записать? Например, проснувшийся вулкан?

- Такой звук есть даже во Владивостоке. Я бы хотел записать звук субмарины, проходящей в толще воды, но для этого нужно специальное разрешение и специальное оборудование. Что касается природы – то все явления интересны, вулканы тоже.

Но сейчас меня привлекает Хабаровск, река Амур – я слышал, что во время таяния льда на реке слышится очень интересный звук. Вообще я заметил, что самые необычные звучания можно записать во время смены сезонов: зима – весна, лето – осень.

- В вашем фильме образ Владивостока получился достаточно суровым. Как вы думаете, почему так получилось?

- Люди по-разному отзываются о фильме: кто-то видит суровость, кто-то - силу и мужество, кто-то - красоту. Мы бы не хотели делить фильм по гендеру, но так как мы снимали зимой и ранней весной, то очевидно получилось брутально. Если бы мы снимали летом, фильм бы получился более женственным.

Но мы не хотели притворяться и показывать не то, что мы ощутили. Все, что вы видите, - это то, что мы увидели, почувствовали.

- В одном из рассказов Чехова есть лирический кусок, что каждая собака лает по-разному: те, что поменьше заливисто, те, что побольше, басом с хрипотцой, самый маленький – долго скулит и заливается, как пономарь. У вас не было желания сделать хор из собак, как вы уже сделали симфонию из автомобилей?

- Это очень интересно. Один из моих коллег вдохновился примером из "Преступления и наказания" Достоевского, где все герои смеялись в разной музыкальной палитре.

Вот это вот очень интересная идея – сделать хор из смеха разного тембра. Весь вопрос – как это сделать. Потому что даже тигр Амур сорок минут на меня не реагировал, просто ходил из угла в угол, мне даже пришлось его немного подразнить.

- Вы довольны результатом, который получился?

- Да, мы записали в общем более 600 тысяч звуков, далеко не все они вошли в композицию, но все в итоге получилось очень органично – не прибавить, не убавить.

- Для человека с тонко настроенным слухом фальшь невыносима. А вы, получается, любой даже самый неприятный звук можете вписать в гармоничный контекст?

- Нет, разумеется, есть неприятные мне звуки. Но процесс вслушивания – это, конечно, тренировка и настройка. Это не то, что происходит само по себе. Поэтому и наш фильм мы предлагаем не просто прослушать, но вслушаться, потому что там целая мозаика звуков.

- Как вам современная клубная музыка, типа: туц-туц-туц?

- Туц-туц? Ок.

Интересные материалы