В феврале этого года пост директора Приморского театра молодежи занял Игорь Селезнев, до этого восемь лет руководивший Уссурийским театром драмы им. Комиссаржевской и сумевший за это время сделать театр весьма значимым явлением в приморском культурном пространстве.
Мы поговорили с новым директором о том, как прокачать самую архаичную форму репрезентации искусства и перевести театр в формат творческого молодежного кластера.
- Игорь Леонидович, каких результатов вы достигли за три месяца работы, какие проблемы планируете решать в ближайшем будущем?
- Первое, могу с уверенностью сказать, что Театр молодежи – прекрасный театр, где работают сильные артисты, замечательные ребята, которых я очень полюбил за эти три месяца, которые очень хотят работать, ждут работы. И второе: года не хватит, чтобы решить проблемы театра, как хозяйственные, административные, так и творческие.
В первую очередь, нужно полностью пересматривать репертуар, некоторые спектакли - убирать, потому что они не собирают залы, по некоторым спектаклям вообще вопрос – с какой целью они в репертуар брались. Понятно, что убирать спектакли мы будем, имея в виду альтернативу, чем заменить: классику будем заменять классикой, детские спектакли - детскими спектаклями. Но репертуар все равно менять будем.
Как говорит мой коллега, директор театра им. Е. Вахтангова Кирилл Игоревич Крок: «Не надо бояться списывать спектакли». Потому что, что бы кто ни говорил, успех театра – это касса. Конечно, в стремлении ставить кассовые спектакли мы должны чувствовать грань, не переходить ее. Но если спектакль поставлен и не собирает зал, какой смысл его держать? В том театре, которым я руководил восемь с половиной лет, есть кассовые спектакли, на которые сложно достать билеты, и бронируют их даже за два месяца.
- Для нашего приморского зрителя кассовый спектакль – это какой?
- Мне очень приятно, что постановка «А завтра была война» Сергея Руденка пользуется таким успехом. Мне очень понравился наш спектакль «Капитанская дочка» - интересная трактовка, потрясающая постановка, замечательная работа художника, и в этом спектакле, кстати, я открыл для себя некоторых артистов, по которым у меня были вопросы. Я считаю, что этот спектакль с успехом пошел бы и в вечернее время, а не только спецпоказом. Хороший спектакль «Герой нашего времени». Но у нас сегодня нет кассовых вечерних спектаклей для молодежи.
- А каким он должен быть?
- Хорошая комедия с современной драматургией, к примеру. Сегодня у нас ведутся переговоры с режиссером Денисом Малютиным, главным режиссером театра им. Золотухина в Барнауле, который два года был главным режиссером Уссурийского театра драмы. Все спектакли, которые он у нас ставил, собирали кассу и продолжают собирать сегоня, потому что это современный молодой режиссер, который нравится и артистам, и зрителям.
В Уссурийске мы поставили спектакль по пьесе Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан» - там необычно все: и сам подход, и работа артистов. Только декорации к спектаклю собираются около восьми часов, а еще там сложное световое решение, живая музыка, на протяжении всего спектакля по сцене ходит оператор, снимает лица актеров крупным планом и сразу идет проекция на экран. Спектакль получился дорогим, экспериментальным, но мы пошли на такой шаг, потому что наша задача – не стоять на месте. Некоторые уссурийские зрители не совсем приняли новую форму, но были и те, кто приходил еще и еще.
Сам я очень долго шел к этому решению, но понял, что все равно публику нужно раскачивать, выходить за рамки провинциального театра, ставить что-то свежее, современное.
Недавно к нам приезжал театр из Тольятти, показал на сцене Театра молодежи спектакль «Доходное место», который представлял собой своеобразную эклектику: вроде бы из Островского ни строчки не вымарано, а музыкальное оформление современное, живые декорации, на сцене также жидкокристаллические экраны. Уссурийские зрители сказали, что пришли бы еще раз, а владивостокский зритель принял без энтузиазма. Как говорится, на вкус и цвет.
- Чем планируете открывать?
- Парадом премьер. Причем первой – «Алыми парусами» - мы будем закрывать уходящий сезон. Над спектаклем работает очень талантливый режиссер Лидия Василенко. Идея возникла очень спонтанно, когда я только приступил к работе.
Мы обсуждали будущий репертуар, и возникли «Алые паруса», потому что лето – это выпускные, Владивосток – город у моря, и сам спектакль пойдет под слоганом: «Городу у моря посвящается», его премьера как раз выпадает на День города. Спектакль будем ставить в вечернее время и хотим, чтобы он стал семейным спектаклем, на который можно пойти всей семьей.
- Вы вникаете в то, что режиссер делает? Можете подсказать что-то режиссеру или актерам?
- Ни в коем случае. Принципиально не вмешиваюсь, потому что работа режиссера – это работа режиссера.
Сергей Руденок сейчас работает над прекрасным материалом «Молодая гвардия», этот спектакль тоже нужен в репертуаре Театра молодежи. Сергею я доверяю как режиссеру, потому что знаю его давно и знал его одним режиссером – три спектакля он поставил в Уссурийском театре, а сегодня я его увидел совсем другим, более опытным и интересным.
Если раньше он был признанным режиссером асоциального направления, другими словами, ставил спектакли о жизни и судьбах неблагополучных слоев общества, то теперь у него достойно получается и другие жанры, более оптимистичные - сильные спектакли патриотического направления
- Молодых московских режиссеров планируете приглашать?
- Цена вопроса – гонорар. Но я надеюсь, что мы и до этого доживем. Недавно для наших ребят проводил мастер-класс один из ведущих артистов театра Романа Виктюка Александр Дзюба, он хорошо известен в России и за ее пределами. Александр также является и театральным режиссером. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы он и у нас поставил что-нибудь, потому что это совершенно другое видение и другая режиссерская школа.
Артистам очень интересно работать с разными режиссерами, это колоссальный опыт.
- Олег Меньшиков недавно в одной из передач порекомендовал актерам получать дополнительно второе образование – экономиста, юриста, менеджера. Чтобы если в театре не сложится, было куда пойти. Как вы к этому относитесь?
- Не будем далеко ходить. Я закончил Новосибирский театральный институт искусств, на тот момент, училище, отработал неполный театральный сезон в Уссурийском театре, познакомился с будущей женой, понял, что на зарплату актера мне семью не прокормить. И я принял нелегкое решение уходить из профессии, хотя и очень сложно было - болел, переживал.
Ушел в отдел маркетинга компании «В-Лазер», потом пошел получать образование по специальности государственное и муниципальное управление, преподавал экономику, работал на телевидении, вернулся в театр уже на другой позиции.
- Нет желания вернуться на сцену?
- Нет, потому что ничего хорошего из этого не получится. Каждый должен заниматься своим делом. Сейчас я работаю без выходных. Я знал, что будет тяжело, но мне важно, чтобы был результат.
- Сразу приняли предложение?
- Нет. Впервые мне предложили занять пост директора Театра молодежи в 2014 году, но я тогда еще не был готов, не мог отпустить наш Уссурийский театр, в который было вложено очень много сил. А в этот раз я прекрасно понимал, на что иду, понимал, что будет тяжело, но знал, что найду понимание у Администрации края.
Безусловно, меня очень волнует вопрос состояния здания театра, которое нуждается в ремонте. Я не могу сказать, что здесь катастрофа, но всему приходит свое время. Благо, что это видит и руководство края. Дай бог, чтобы в 2019 году мы были включены в краевой бюджет по расходам на проектно-сметную документацию.
В 2020 году я все-таки надеюсь на капитальный ремонт и в перспективе сделать Театр молодежи молодежным творческим кластером с хорошими креативными проектами, которые будут не только развлекать, но и воспитывать.
- А как это совместить?
- Я могу рассказать об этом на примере Уссурийского театра. Когда я вступил в должность, к нам приходили школьники, старшеклассники, которых учителя загоняли буквально палкой, а сегодня они приводят своих детей и говорят: спасибо. Потому что когда ты вошел в эту театральную жизнь, она тебя захватывает.
- Вы говорили про планы на 2019-й, 2020-й годы. То есть вы здесь планируете надолго?
- А не надо? Я еще раз говорю, что за год я ничего не сделаю, даже не выстрою репертуарную политику. Потому что я не могу все в одночасье поломать, лишить работы наших заслуженных артистов, которые задействованы не в таком большом количестве спектаклей, но я очень уважаю их талант и труд - тех, кто стоял у истоков.
Поэтому самое главное все меры проводить аккуратно, чтобы не навредить ни театру, ни зрителям, ни коллегам.
- Как артисты относятся к внедряемым изменениям?
- Артисты сами все прекрасно понимают и видят. У меня актерского образование и мне, как артисту, не очень приятно выходить на сцену, когда в зале двадцать-тридцать человек.
- Должен ли театр делать из своих артистов звезд, чтобы потом на этих звездах зарабатывать?
- У каждого зрителя есть свой артист. Хотя это, конечно, достаточно узко: этот артист звезда для меня, не для общественности. Звезды в Москве – те, кого мы видим в кино и сериалах. Как воспитать местных звезд?
Для меня, например, очень обидно, что имея в Приморском крае восемь только профессиональных театров, мы не имеем Дома актера.
В этом году премию имени Андрея Присяжнюка, к примеру, в планах сделать открытой для зрителя, и я уверен, что театральному зрителю будет интересно, какой спектакль, режиссер, артист, сценограф станет обладателем этой престижной награды. Вообще я уверен, что Владивосток – театральный город, а Приморский край – театральный край.
- Пожелание зрителям напоследок?
- Ходите в театр, любите театр, потому что наш Театр молодежи – прекрасный и замечательный, и всегда рад каждой встрече со зрителем.