05.05.2017

«Завтра была война» или история 9 «Б» в двух действиях

О поколении героических романтиков, ушедших на войну

Сталинский режим, 16-летние школьники, гимнастерки, коричневые платья, комсомольские значки и красные галстуки. В Приморском драматическом театре молодежи вышел спектакль по повести Бориса Васильева «Завтра была война».

Режиссер Сергей Руденок сделал постановку в духе того времени, идеологически выдержанной, как и все, что происходило в далеком 1940-м году.

Главная героиня – школьница Искра Полякова (Анна Проскокова), воспитанная жесткой матерью (Юлия Орышечко), хватающейся каждый раз за ремень, чтобы выбить из дочери все буржуазное, не имеющее отношение к устоям Советского союза и его идеологии. Это то поколение женщин, которое не нуждается в сильном мужском плече, оно их благополучно заменило.

Весь образ Искры выстраивается на сцене через строгие, угловатые и размашистые, как на параде движения. Хотя сама героиня писалась автором с собственной жены – она была живая, требовательная, настойчивая. И этой естественной живости не хватило. Возможно, режиссер специально хотел наибольшего контраста между бойкой комсомолкой и мягкой Викой Люберецкой (Анастасия Ларионова).

Вика Люберецкая в противовес Искре была воспитана отцом, умным, начитанным человеком, который сам протянул своей дочери стихи «упаднического» Есенина». Она выросла, не зная ни в чем отказа. И это положение в обществе всегда ставило ее особняком в классе. Чтобы подчеркнуть это еще больше, в спектакле Люберецкая обута в светлые туфли, отличающие ее от обычных черных, в которых ходят все девочки класса.

И Вика предстает на сцене почти на протяжении всего спектакля, как ее обозначил Васильев, с взглядом,  который «словно проникал сквозь собеседника в какую-то видную только Вике даль, и даль эта была прекрасна, потому что она всегда ей улыбалась».

Анна Шевелева очень хорошо показала характер своей героини Зиночки – верткая, непостоянная, но взрослеющая своим ходом, анализирующая себя и происходящее. Ее героиня на протяжении всего спектакля была органична в своем поведении, свойственном для 16-летней школьницы. Как она сама заявляет «пропадушка» - пропащий человек женского рода.

Очень четко обозначен в спектакле Сашка Стамескин (Герман Авеличев). В отличие от своих сверстников, он успел прочувствовать, что такое положение и статус. Немного обиженный на всех и местами угрюмый, он тянется за Искрой, которая повлияла на его судьбу. В столь юные годы он быстро делает выводы и уже знает, чего хочет, что проявляется и в его ухаживаниях за юной Поляковой. Их первый поцелуй совсем не такой, как скромный и невинный поцелуй Вики и Жорки (Иван Синицын).

Одна из главных мыслей, которую выразил в этой повести Васильев, война в первую очередь забирает самых лучших. Именно они гибнут первыми. Автор был ярым антисталинистом, считая «великого вождя» еще большим злом, чем тот же Гитлер. Учительница литературы, которую школьники за глаза прозвали «Валендрой», яркий представитель сталинского режима. Железный канцлер в юбке, обросший правилами и доносами, посылаемыми «куда следует».

Мария Зизенкова прекрасно справляется на сцене с ролями властных женщин, ей по-настоящему удаются такие героини, но ее персонаж совершенно потерялся в общем повествовании. Застегнутая до самого ворота на все пуговицы и с указкой в руках, она стоит в стороне, делая пометки в блокноте и наблюдая за директором.

Ее главный антипод, новый директор школы Николай Ромахин (Игорь Смирнов). И Ромахин, и «Валендра» - это два мира, столкновение которых также сильно, как и соприкосновение двух разных миров, в которых выросли Искра и Вика. И если история девочек находит свое отражение, то конфронтация взрослого поколения, просто выпадает из всего контекста спектакля.

А ведь именно Ромахин был за то пробуждение чувств и взросление, через которое должны были пройти школьники, вопреки всем попыткам Валендры пресечь это и остановить любой ценой. Это два примера, глядя на которых, каждый школьник воспитывает в себе понятие чести, справедливости и преданности – у кого-то стране, у кого-то лучшему другу или соседу по парте. 

И это противостояние взрослых, совсем ушедшее в постановке за задний план, как раз и должно было создать фон и контекст того времени. Их образы одни из самых ярких, что должны вызывать восхищение и презрение соответственно этим персонажам. Но ни того, ни другого не случилось, потому что вперед вынесли слишком много лиричности между основными героинями.

Вторыми антиподами взрослого поколения становятся мать Искры, товарищ Полякова (Юлия Орышечко), и отец Вики – Леонид Люберецкий (Александр Волосянко). К сожалению, между детьми и их родителями не состоялось проникновенных диалогов и каких-то режиссёрских решений, чтобы показать две разные семьи – более теплые и доверительные отношения в одной и постоянную угрозу беспощадного наказания в другой.

Переломным моментом становятся похороны Вики Люберецкой и ее письмо, отправленное Искре перед смертью. Это тот случай, когда актеры вытягивают на себе наиболее сложный и важный эпизод повествования, чтобы публика это прочувствовала и не сдержала слез, которых хватает, кстати, и на сцене. Безусловно, повесть Бориса Васильева  - это успех для любого театра, особенно если спектакль пусть и ненамеренно совпадает по выходу с предстоящим праздником Победы. Испортить столь благодатный материал и таких героев очень сложно.

Но все же спектаклю в некоторых моментах не хватило глубины и подтекста, которые давали бы постановке объем и полутона. Иногда складывается ощущение, что происходящее на сцене похоже на пересказ. Как и подсказки на школьной доске, которые так тщательно выводят герои – «счастье», «справедливость», «истина», «жить». Все эти приемы больше смахивают на некую плакатность, а сам спектакль на советскую открытку, на которой хочется дописать или прочить то, что осталось не вынесенным на сцену.

Режиссер просто показал, что война не щадит никого, вручив каждому школьнику без исключения по паре кирзовых сапог и смешав концовку в коллективно-героическом пафосе. Зачем тогда были вынесены все эти разные герои повести? Видимо для того, чтобы зрителю все-таки пришлось обратиться к самой повести, чтобы узнать об учениках 9 «Б» больше, чьи жизни так старательно проигрывали актеры.

Сашка Стамескин, струсивший, когда трагически решалась судьба Люберецких, не отправился воевать. Он стал директором авиационного завода, депутатом и самым известным человеком в родном городе. Шефера исключили из школы за его принципиальность, которую он проявил во время войны и погиб на фронте первым, Пашка, который так и не вернулся к своей однокласснице Леночке, боясь показаться перед ней искалеченным после войны. Но самое главное Искра Полякова, которую вместе с ее матерью повесили гестаповцы.

«Убивает не только пуля, не только клинок или осколок — убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость»

(Николай Ромахин, «Завтра была война»)

Текст и фото: Юлия Никитина

Интересные материалы