01.09.2017

Городские экскурсии: Улица Светланская, дом номер один

Знаменитый отель «Тихий океан», сгоревший театр, старинные двери и коммуналки

История дома на Светланской, 1 во Владивостоке насчитывает уже 122 года. Сейчас это здание является объектом культурного наследия Российской Федерации. В нем просуществовала и первая капитальная гостиница города, и театр. И сейчас в нем помимо общепитов и магазина, продолжают жить разные семьи. 

PrimaMedia.ГОРОД пообщался со старожилами дома и краеведами, чтобы узнать его историю. 

«Тихий океан»

Здание, по современной нумерации имеющее адрес Светланская, 1, реально состоит из двух зданий, построенных в разное время в конце XIX в, и объединённых только в 1910 году при их реконструкции.

Угловая часть здания – это бывшая гостиница «Тихий Океан», построенная в 1895 году. Часть здания напротив гостиницы «Версаль» - это бывший театр того же названия на 800 зрителей, построенный в 1899 году.

Так в 1896 году "Приамурские ведомости" писали: "По ходатайству Приамурского генерал-губернатора 5-го января последовало Высочайшее повеление об отпуске владивостокскому купцу Иванову 35-ти тысяч рублей на устройство гостиницы во Владивостоке беспроцентную ссуду с возвратом названной суммы равными частями в течение восьми лет.

Гостиница должна заключать в себе, между прочим, помещение вполне удобное для проезжающих иностранцев и не должна быть соединена с какими бы то ни было увеселительными заведениями". 

Гостиница "Тихий океан". Из музейных фондов музея имени В.К. Арсеньева

Отель «Тихий океан» (Hotel de la Mer Pacifique) предлагал постояльцам 52 номера со всеми удобствами от 75 копеек до 7 рублей в сутки с содержанием. А также табльдот (тип меню с единой комплексной ценой в пансионах, курортных гостиницах, ресторанах, в которое включено все: от закуски до десерта) под управлением петербургского метрдотеля, который был обставлен на 100 персон.

Буфет был снабжен всевозможными винами, завтрак обходился в 40 копеек за блюдо, а обеды от 1 до 5 рублей. Официальные завтраки и обеды готовились по особому соглашению.

Просторный салон, освещаемый люстрой в 120 свеч, был роскошно убран тропическими растениями. В нем также стоял аквариум и китайские вазы, а меблирован и драпирован он был в стиле Людовика XVI.

Стены и потолки салона, соединённого аркой с гостиной, были окрашены в золотистые – светло-бронзовый, кремовый и палевый бархатные цвета.

Светланская, 1 сейчас

Прислуга состояла из японцев и китайцев, говорящих на английском и французском языках. Отель получал русские и иностранные газеты, журналы и телеграммы.

В гостинице гости могли воспользоваться телефоном, поиграть на бильярде, заказать экипаж и посмотреть оранжерею. 

 

Дмитрий Анча, член общества изучения Амурского края, краевед:

Дом был построен Александром Александровичем Ивановым, уроженцем города Батума (с 1936 года – Батуми, Грузия), позже он стал владивостокским 2-й гильдии купцом.

Строительство было начато в 1894 году. В конце 1895 года, израсходовав 68 тысяч рублей, Иванов оказался на грани разорения. В 1896 году после отчаянных попыток ему удалось получить казенную ссуду на окончание строительства и завершить работы в 1897 году.

Новое здание, обошедшееся Иванову более чем в 100 тысяч рублей, получившее название «Тихий Океан», состояло из трех, примыкавших друг к другу, объемов: гостиницы, формировавшей угол квартала, но большей частью ориентированной вдоль улицы Корейской (сейчас – Пограничной); театрального зала, выходившего парадным фасадом на улицу Светланскую; котельной, расположенной в глубине участка.

1903 год. Первоначальный вид здания, построенного А.А. Ивановым. Слева - гостиница, справа - театр с "лирой" на крыше

Гостиница и театр имели редкие для тогдашнего Владивостока блага цивилизации: водяное отопление и электрическое освещение от собственной котельной и электростанции. 

Однако, как ни старался Иванов, предприятие не приносило ожидаемой прибыли. Расходы на содержание здания не покрывались доходами театра, только доход гостиницы позволял всему предприятию «держаться на плаву».

Кроме того, в начале 1903 года купец Иван Иванович Галецкий, главный конкурент Иванова, открыл новое четырехэтажное здание – гостиницу и театр «Золотой Рог», стоимостью 350 тысяч рублей, втрое большее, чем здание Иванова. Окончательно подорвала «бизнес» Иванова русско-японская война. В 1905 году его предприятие обанкротилось, а в 1906 году он умер.

В 1905 или в 1906 году недвижимость Иванова перешла в собственность Л.С. Радомышельского и Д.А. Циммермана. В 1907 году домовладение было подключено к внешней канализации, труба которой, на средства компаньонов, была выведена в Амурский залив. Также здесь был открыт первый в городе кинематограф «Иллюзион».

В 1908 году Радомышельский и Циммерман стали получать достаточное количество воды из железнодорожного водопровода, что позволило установить в гостинице ванны и устроить в глубине участка баню, получившую название «Центральная». Благо, на участке уже имелась мощная котельная, сооруженная еще Ивановым.

«Инвестором» строительства бани выступил Георгий Дмитриевич Антипас. Он же, в 1909 году стал владельцем гостиницы и театра. По каким причинам Радомышельский и Циммерман были вынуждены столь скоро расстаться с очень ценной недвижимостью – пока не установлено.

Скорее всего, они, как и Иванов, столкнулись с той же проблемой малой доходности и вовремя «соскочили», сосредоточившись на строительстве гостиницы «Версаль» (сейчас – Светланская, 10), требовавшем очень серьезных затрат.

1911 год. Видна перестройка театра: появился третий этаж, значительно изменился фасад, на первом этаже - магазины, судя по рекламе вместо театра внутри какое-то кабаре, или что-то подобное

При Антипасе началась перестройка гостиницы в жилой дом с дорогими благоустроенными квартирами и торговыми помещениями в цокольном и первом этажах. Но, судя по всему, он не рассчитал свои финансовые возможности и уже через год расстался с домом, выставленным на публичные торги Ярославско-Костромским земельным банком и купленным 9 августа 1910 года Русско-азиатским банком.

Антипас же остался лишь «содержателем» (т.е. арендатором) бани. Перестройку здания, затеянную Антипасом, завершил уже банк, постепенно превратив в жилой дом не только гостиницу, но и театр.

25 сентября 1919 года Русско-азиатский банк продал домовладение «Русско-азиатскому торгово-фабричному товариществу» за сумму 595 тысяч рублей у которого оно и было «экспроприировано» советской властью.

Баня Антипаса, ставшая в советское время городской коммунальной баней № 2, просуществовала до конца 1960-х годов.

Архитектура

Как отмечают краеведы в издании "Памятники истории и культуры Владивостока", дом представляет собой каменное трехэтажное здание, г-образное в плане, расположено на углу Светланской и Пограничной улиц, вытянуто более длинной частью вдоль Светланской.

Понижение рельефа вдоль Пограничной обусловило появление цокольного этажа на короткой стороне дома.

Для дома характерна строгая градостроительная постановка на углу квартала с выделением угловой части небольшим выступом с плоскими лопатками и легкой креповкой карниза. Угол акцентирован завершением с квадратным куполом и небольшим шпилем.

Фасад, выходящий на Светланскую, решен ассиметрично, главный вход подчеркнут выступом, имеющим балконы и аттик с криволинейным завершением. Правая часть фасада имеет широкий выступ с более частым ритмом окон, балконами над выходом.

Первый и цокольный этажи выделены горизонтальным рустом и имеют крупные квадратные окна-витрины.

Специалисты музея Арсеньева отмечают, что этот дом один из немногих, что имеет двор-колодец, которых так много среди жилых домов Петербурга. Такой тип планировки не прижился во Владивостоке. 

Дом не имеет какого-то конкретного стиля. Это так называемая эклектика – смешение различных стилевых эпох.

В доме прослеживаются элементы классицизма, барочное направление и вольная работа с пропорциями. Полы выложены метлахской плиткой, в те годы немецкий завод, производивший ее, был очень популярен. Во Владивостоке подобной плиткой выстланы полы многих старых зданий, в том числе в музее Арсеньева, в здании железнодорожного вокзала, в Большом и Малом ГУМах. 

Энергетики и "Общество слепых"

В 1936 году дом передали в пользование энергетикам, и тут разместилось представительство «Дальэнерго». Рядом, на Светланской, 3, была прачечная, неподалеку многие годы простояла большая общественная баня. 

В 70-х годах энергокомпания переехала в новое помещение на улице Тигровой и многие сотрудники, жившие в доме на Светланской, также покинули здание.

Какое-то время в доме располагалось общество слепых, которое теперь находится по ул. Прапорщика Комарова, 15.

Чердаки и коммуналки

На чердаке полностью сохранена штукатурка царских времен и первые стропила.

Единственное неудобство для жильцов верхних этажей – слышно как по крыше гуляет местная молодежь, которая попадает туда через соседнее здание.

По словам нынешних жильцов большой пожар случался в доме лишь однажды - когда полыхал театр «Тихий океан».

Галина Федоровна Баранова, живет в этом доме с 1958 года. Она с матерью переехала сюда сразу на чердак, жилая площадь которого составляет порядка 40 кв. метров.

По ее словам, на верхнем этаже в одной из квартир жила пианистка Мария Пицулевич. Ее помнят как утонченную женщину, которая каждое утро завтракала внизу в кафе. После ее смерти мародеры пилили ножки принадлежавшего ей рояля, чтобы найти якобы спрятанное золото.

С началом приватизации дом также претерпел ряд изменений.

Некоторые входные двери на этажах были замурованы, кто-то выкупал сразу несколько коммунальных квартир и отселялся от соседей. Фрамуги потом также заложили кирпичом.

Люстра и вышивка, доставшиеся от пианистки

Лишь на одном из этажей сохранилась классическая коммуналка с большой кухней, несколькими отдельными ванными комнатами и большим поколением одной семьи, живущей в доме не один десяток лет.

Из-за высоких потолков (почти четыре метра), некоторые делают в своих комнатах два уровня. 

Один из широких подъездов до сих пор украшен метлахской плиткой. Местами ее уже содрали и проглядывает бетон. В этом крыле также была комната раньше для консьержки.

Галина Федоровна помнит, что вдоль стен шли большие резные батареи, возле которых зимой грелись те, кто приезжал на улицу Пограничную к пункту выдачи конфет «Птичье молоко». В те времена их давали не более двух коробок в руки. 

Большой парадный подъезд

Первые этажи здания занимали раньше то булочные, то магазины промтоваров. Особенно популярным среди жителей и гостей города был магазин «Приморский сувенир».

В одном из соседних домов старожилы помнят шикарный винный магазин «Мао Цзэдун», который позже стал называться «Соки и воды».

Бандитские 90-ые

В 90-ые на первом этаже работал ресторан-бильярдная «Престиж», возле которого был расстрелян в 1998 году преуспевающий бизнесмен и лидер крупной преступной группировки Игорь Карпов (Карп), второй муж бывшей первой леди Приморья и Заслуженной артистки РФ Ларисы Белобровой.

Его убили вечером 1 мая на виду у многочисленных горожан, когда он вышел из «Престижа».

В свое время в планах Карпова было намерение полностью выкупить все здание. Он начал с нижних этажей, приобретя три квартиры в этом доме, но после его смерти они были перепроданы. 

Сейчас

Из старожилов в доме осталось несколько семей, включая тех, кто живет в коммуналках на последнем этаже.

Герман Авеличев, живет в доме с детства

"Жизнь в этом доме создаёт впечатление, что живёшь в центре мира. Всё находится рядом, садик, школа, институт, театр.

Дом уникальный, сейчас мало где встретишь коммуналки. Коммуналка создаёт ощущение сплочённости.

Из детства помню, звуки дискотеки с баржи и лозунги болельщиков «Луча». Магазин «Престиж» казался самым крутым гипермаркетом, в котором есть все. На месте бара раньше был магазин "Незабудка".

Позднее на первом этаже появлялись другие общепиты. Вместо «Копейки» сейчас столовая «8 минут», подальше продуктовый минимаркет «Престиж», со стороны Пограничной бар Moonshine, одно из излюбленных мест Белобровой, когда приезжает во Владивосток.

У соседей своя жизнь и свои правила. Штрафы за курение в подъездах, просьбы не кидать бычки из окошек, старая проводка и коммуникации, давно требующие ремонта.

Карта Приморского края на стене между пролетами и даже связка красного сушеного перца для защиты семьи на одном из этажей.

В доме во внутреннем дворике сохранились двери с самой застройки – тяжелые, массивные и прочные, в подъездах – винтовые перила.

Текст: Юлия Никитина. Фото: из архива, Юлия Никитина, Илья Табаченко.

Интересные материалы