26.04.2017

Ох уж эти… "Сукины дети"!

Хроника неслучившегося подвига в одном действии, или как устроить бунт в театре
Метки: театр

Поставить один из самых ярких спектаклей об актерской жизни по киносценарию Леонида Филатова «Сукины дети» на сцене театра Тихоокеанского флота взялся Павел Макаров. В прошлом выпускник актерского факультета ДВГИИ, прошедший режиссерскую школу ГИТИСа, уже во второй раз работает с артистами ТОФ.

В основу киносценария легла история Театра на Таганке, который с приходом режиссера Юрия Любимова стал одним из самых посещаемых театров Москвы в 60-70-ые годы. Когда Любимова лишают гражданства за слишком вольные высказывания в адрес советской власти, труппа переживает серьезный кризис и всеми силами пытается вернуть своего руководителя.

Именно это противостояние и сильнейшее психологическое напряжение из-за конфликтов с труппой в последствие и стоило жизни талантливейшему режиссеру Анатолию Эфросу, назначенному позже руководителем театра. Сукины дети… именно так в театральной сфере называют актеров – «не люди», жестокие, ранимые, страстные эгоисты и манипуляторы.

Они преданы месту, который стал для них домом, и ради возвращения своего руководителя объединяются, идя на всевозможные ухищрения – от шантажа до голодовки. Они даже не могут позволить кому-то одному умереть героически, потому что им всем хочется войти в историю. Павел Макаров перенес все действие в зрительный зал, чтобы создать пространство, в котором существуют артисты, а зрителей разместил на сцене.

Каждому персонажу из бунтующей труппы режиссер подобрал монологи из произведений Брехта, Тарковского, Чехова, Гоголя, Бомарше, Горького, Толстого. Через них раскрываются герои и сама суть актерской профессии. Они мучаются от того, что их не замечают, не дают главных ролей, а кто-то вынужден всю жизнь терпеть издержки профессии. Одни кочуют из театра в театр в поисках удачи, как Боря Синюхаев (Денис Фить), но остаются, чтобы не прослыть крысой, бегущей с тонущего корабля. Кто-то не выдерживает напряжения и покидает труппу, вымаливая прощения за свою слабость.

«Тофовцы» в этом спектакле открываются совершенно с другой стороны, это тот редкий случай, когда артистов можно увидеть в другом качестве. Настоящим открытием стала Юлианна Белаш в роли Симы. Режиссер воплотил ее персонаж в образе Шен Те из пьесы Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана» (режиссер Юрий Любимов, увлеченный идеей «эпического театра» Брехта, пришел в Театр на Таганке именно со спектаклем «Добрый человек из Сезуана» - прим.авт.).

Сима предстает перед зрителем в мужской одежде, как и героиня Шен Те, вынужденная из-за жестокости окружающих и мешающей ей доброте переодеться в мужчину. «Она очень хороший и искренний человек. Но ей мешает то, что она борется со всеми сразу», - так говорят о ней коллеги по цеху.

Сергей Гончаров раскрывает своего героя Андрея Ивановича Нанайцева через монолог Сатина, бездомного шулера, отмотавшего срок за убийство. И, несмотря на печальный факт своей биографии, как и в судьбе горьковского персонажа, он все равно находит пристанище именно в театре, который стал его домом. Сергей Гончаров привнес в роль Нанайцева какое-то внутреннее благородство и мудрость, присущую актерам старшего поколения.

Молодой актер труппы и любимчик женщин Игорь Гордынский, идущий по головам, некоторые из которых увешаны не без его помощи рогами, в исполнении Кирилла Денисовца получился ярким, смешным и остроумным. Режиссер олицетворяет Гордынского с Фигаро – он обаятелен, изобретателен, с легкостью ввязывается в интриги, тот еще шут и паяц, но несмотря ни на что проходит проверку на вшивость.

Лёва в исполнении Сергея Кашуцкого стал одним из мучеников, ради дела готов голодать, страдать, ревновать, но все прощать этим сукиным детям. И если еще утром бегал с топором за Гордынским, то вечером подставит сопернику плечо.

Татьяна Иванашко великолепно справилась с ролью жены Лёвы, главного вдохновителя голодовки, грозящего министерству культуры устроить акт самосожжения, если их требования не выполнят. Она так страстно увлекается Гордынским, но все же возвращается к супругу, пуская в ход свое очарование и талант, чтобы успокоить разбушевавшегося мужа.

Она настоящая Нина Заречная из чеховской «Чайки», которая столкнувшись с жестоким театральным миром, понимает, что главное не слава, не то, о чем мечтаешь, а умение терпеть – нести свой крест и верить. Этой ношей и становится ее муж Лёвушка. Ее героине досталась непростая роль соблазнительницы чиновника из минкульта Юрия Михайловича (Роман Колотухин). Стоит отдать должное Павлу Макарову, который смог красиво отразить этот момент в спектакле.

То, с какой страстью актеры друг друга любят и ненавидят, задает всему спектаклю нужный тон под прекрасно подобранную музыку  - DDT, Nina Simone, Гарик Сукачёв и песню «Moon River», написанную для Одри Хепберн к фильму «Завтрак у Тиффани» в исполнении Александры Пряхи. Ее героиня, Елена Константиновна, несмотря на успех в карьере и положение в обществе ввязывается в забастовку, потому что человек познается именно по таким «глупым поступкам».

«Сукины дети» сейчас в эпоху цензуры, скандалов и того состояния, в котором находятся многие российские театры, пожалуй, один из самых актуальных спектаклей. Он глубокий, трогательный, столь точно показывающий через разборки артистов взаимоотношения власти и художника. Далеко не каждый коллектив может так объединиться, но эти «не люди» способны выстоять в любой обстановке, при любом режиме, взять измором, пусть и не без потерь...

"Вы всегда были о нас худшего мнения. А мы оказались лучше. Это-то вас и раздражает».

(Лёвушка, «Сукины дети»)

Текст и фото: Юлия Никитина

Интересные материалы