30.05.2017

«Эдит и ее демоны» - триумф малютки Пиаф

Спектакль-воспоминание о любви и жизни французского воробушка
Метки: театр

Музыкально-мистический спектакль «Эдит и ее демоны» в постановке Вадима Данцигера стал достойным завершением 84-го сезона Приморского театра им. Горького.

Выбор в сторону столь сложной героини как Эдит Пиаф, когда в театре есть драматическая актриса с прекрасным голосом, при должной режиссуре обещал немало сюрпризов.

О жизни Пиаф очень много рассказывалось, писалось, есть замечательный фильм «Жизнь в розовом цвете», и те, кто хоть раз слышал записи ее песен, будет сравнивать с тем, что ему известно о ней, насмотрено и наслушано. И это настоящее счастье, когда всего этого не происходит, даже если ты и знаком с творчеством и жизнью легендарной певицы. «Эдит и ее демоны» - это совершенно цельная законченная история, в которую легко погружаешься и наслаждаешься тем, что происходит на сцене.

Роль французской певицы, возможно, стала для Натальи Овчинниковой ролью всей ее жизни. Актрисе удалось полностью погрузиться в эту историю и показать Пиаф, какой ее запомнили современники, запечатлела кинопленка, с характерной походкой, жестами и своеобразной улыбкой.

Во многом спектакль удался благодаря именно живому исполнению и большой подготовке Натальи под руководством постановщика вокальных номеров Тамары Данцигер-Дельсаль. Ведь фонограмма и пустое открывание рта сразу разрушают всю мощь и невероятный голос этой женщины. Зритель не поверит и не почувствует ту магию, которая творилась во время ее выступлений на сцене, что влюбляло в нее публику с первых куплетов.

Жизнь этой маленькой женщины была удивительна. Весь мир знает ее, благодаря таким песням, как Non, je ne regrette rien («Нет, я не жалею ни о чём»), La Vie en rose (Жизнь в розовом цвете). В 20 лет Эдит Гассьон получила свое имя Пиаф (Piaf - фр. "воробушек" - прим.ред.), которое и стало известно всему миру. Несмотря на гибель единственной дочери, тяжелой болезни и другие испытания, что выпали на ее долю, она никогда не теряла силы духа.

Вадим Данцигер взял за основу последние два года жизни Эдит Пиаф, когда она знакомится со своим новым возлюбленным - молодым греком Тео (Константин Суворин), за которого в итоге вышла замуж, несмотря на разницу в возрасте в 20 лет. Историки по-разному относятся к последнему супругу Пиаф, кто-то может считать его альфонсом, кто-то сумасшедшим карьеристом, чтобы связать свою жизнь со столь сложной персоной. Но режиссер решил пойти по-другому пути, чтобы все-таки показать любовь между разбитой физически женщиной, для которой важней всего было в жизни любить и петь, и молодым мужчиной, поддержавшим ее в последние годы.

Демоны Пиаф – это призраки мужчин, которые, так или иначе, повлияли на ее жизнь. Отец Пиаф Луи Гассьон (Евгений Вейгель), Луи Лепле (Денис Неделько), что вывел ее впервые на сцену, возлюбленный боксер Марсель Сердан (Леонид Смагин), американский художник Дугги (Михаил Марченко) и заключенный из концлагеря Этьен (Борис Белебезьев).

Детство Пиаф было связано с цирком и выступлениями на улицах Парижа вместе со своим отцом, это был пусть и непростой, но все же радостный период для самой Эдит. Поэтому режиссер воплотил этих призраков в виде цирковых клоунов – добрых, немного нелепых и грустных, больше похожих на ангелов, что ее охраняют и волнуются о ней больше, чем она сама о себе.

Художник по костюмам Андрей Климов особенно точно передал эту гротескность персонажей, смешав воедино реальное и фантастическое, добавив демонам трагизма и комизма от клоунов и мимов.

Вадим Данцигер показал и роль женщин в жизни Пиаф. С ней рядом была такая верная подруга, как Момона (Марина Волкова). Но настоящим демоном стала ее мать (Яна Мялк), которая предстает в образе женщины, одержимой наркотической зависимостью, с лихорадочно горящими глазами. Она так никогда и не стала для Эдит настоящей матерью.

Спектакль строится на воспоминаниях Пиаф об этих призраках, которые неотступно находятся рядом. Вся жизнь этой роковой женщины была наполнена мистическими событиями, ее близкие и возлюбленные трагически уходили из жизни, причиняя Эдит Пиаф немало страданий, ведь больше всего этой женщине хотелось любить и быть любимой. И только песня держала ее на плаву и не давала сломаться.

Ее воспоминания о своем возлюбленный Марселе Сердане, который трагически разбился в авиакатастрофе, показывают то, о чем всегда так мечтала эта маленькая женщина. О собственной семье и маленьком уютном счастье в огромных руках этого сильного мужчины. Именно таким огромным, сильным и любящим показан Леонид Смагин. Смешно наблюдать за ним и слышать разговоры о кофейнике и яичнице, которую он обещает готовить ей по утрам, смущённо хватая тонкие руки певицы в свои огромные боксерские перчатки. Эта любовь хоть и на небольшое время сделало жизнь Эдит Пиаф счастливой.

Между прочим даже журналисты проявили уважение к связи «парижского воробушка» и «бомбардира из Касабланки», который был женат. Чтобы отделаться от их внимания, Марсель Сердан согласился на пресс-конференцию, которая стала самой короткой. Не дожидаясь вопросов, он заявил, что Эдит его любовница, и любовница только потому, что он женат, и если бы он был свободен, то она стала бы его женой.

На следующий день ни одна газета не напечатала ни слова об официальном признании боксера. А Эдит получила огромных размеров корзину с цветами и запиской: «От джентльменов. Женщине, которую любят больше всего на свете».

Режиссер включил в спектакль еще одно важное воспоминание из жизни Пиаф, как период оккупации во время Второй мировой войны. Эдит выступала в лагерях для военнопленных в Германии, где она фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память». Потом в Париже по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для французских солдат, чтобы дать им возможность сбежать из лагеря. Среди этих военнопленных она знакомится с Этьеном, который тоже становится одним из призраков ее прошлого. Этот эпизод раскрывает ее не просто как певицу, а как самоотверженного человека, преданного родине.

Константин Суворин, сыгравший ее последнего возлюбленного, постарался показать своего героя максимально искренним, любящим, который остался рядом с ней, зная, что ей осталось жить недолго.

Вадим Данцигер вынес вперед историю маленькой женщины, которая любит и поет. И во многом из-за страданий, что она перенесла, Эдит Пиаф всегда была столько искренней и настоящей в своем исполнении, чем трогала публику до глубины души. И здесь режиссеру и артистом удалось воплотить этот замысел. Столь точно, искренне, с душой… что, выйдя из пустого театрального фойе и вернувшись домой, эта история не отпустит еще долго, как и песни маленького «парижского воробья».

Текст и фото: Юлия Никитина 

Интересные материалы