Туалет за проволочной решеткой и еще три помещения разного функционала и степени изолированности: зал в казино, комната хикикомори, кабинет татуировщика – это и есть зона глобального отчуждения, или Владивосток, переосмысленный участниками краснодарской арт-группировки ЗИП.
- Очень здорово было сделать проект про Владивосток, где мы никогда не были, и для нас это сам по себе был такой вызов. Конечно, мы очень много читали, обсуждали, прочитали все статьи Википедии, которые вокруг Владивостока: про опиумные войны, про закрытость территории, про посещение города Никитой Хрущевым, про владивостокскую тюрьму, которая появилась здесь в начале ХХ века, поэтому история получилась про изоляцию, - перечислила реперные точки открывшейся выставки московский куратор Елена Ищенко. – С одной стороны, Владивосток – это порт, куда проникали все новые веяния, с другой – фарпост российской колонизации, то есть даже через девять часов полета, ты оказываешься в России. Очень хотелось все эти контексты поместить в одну концепцию "Хрустальный тигр" - про изоляцию, самоизоляцию, казино, как некую автономию, и тюрьму – вынужденную автономию.
Участник арт-группировки ЗИП Степан Субботин напомнил, что проект реализуется про участии московского ночного клуба Untitled, то есть зрители сначала пробуют коктейли, а потом попадают в лабиринт тайных комнат, где в каждой предполагается своя драматургия:
- В одной вы сможете поиграть в карты, в другой набить татуировку, в третьей – посидеть в самоизоляции – в Интернете или поспасть. То есть через бар у нас открывается целый мир, с которым можно взаимодействовать, такой выход в Нарнию через туалет.
Художник пояснил, что концепции четырех комнат они придумали еще до приезда во Владивосток, а вот детали интерьеров искали уже на месте: унитазы и раковины обнаружили на фабрике "Заря" в бомбоубежище, а пленку и фотообои покупали на китайском рынке.
- Нам важно было сделать евроремонт, но плохого качества: где-то оставлен гипсокартон, где-то неровно наклеены фотообои. У зрителя в итоге должно создаться ощущения пространства – что-то между китайским кафе, парником и модернистской комнатой из работ Эля Лисицкого, - отметил Степан.
После прохода по всем четырем комнатам зритель снова оказывается в выставочном зале и может посмотреть на объект, в котором только что был, снаружи. Хотя обычно на выставках дело происходит наоборот.
- Даже если это какая-то инсталляция или проект, связанный с эстетикой взаимодействия, где зритель вовлечен в проект и становится его участником, он все равно сначала приходит в выставочное пространство, в котором проект размещен, а потом заходит уже в сам объект, - отметила куратор Елена Ищенко. – Здесь вы сразу попадаете в саму инсталляцию, а потом смотрите, какая она снаружи.
Открывшаяся выставка – не единственный проект арт-группировки ЗИП во Владивостоке, в ЦСИ заработал импроивзированный "бар", созданный совместно с московским клубом Untitled, и очень скоро на территории "Зари" появится уличная скульптура.