9-го июля в ДВФУ открылся набор студентов на первую в России магистратуру "Цифровое искусство" (Digital Art), в рамках которой слушатели будут овладевать новыми технологиями и учиться их применять в искусстве, дизайне, архитектуре и медиа.
Магистранты смогут визуализировать базы данных, создавать арт-инсталляции, проводить digital-исследования, проектировать виртуальную и дополненную реальность.
Мы поговорили с инициатором и руководителем программы Екатериной Беляевой про то, как будет устроен процесс обучения и чем займутся специалисты «цифрового искусства» на выходе.
В декабре 2017 года стало известно, что в ДВФУ открывается Школа цифровой экономики, начался открытый отбор на должность директора и его управленческой команды.
Экзамен открытого отбора проводили Агентство стратегических инициатив и ДВФУ, в качестве задания нужно было решить определенный кейс на выбор, я представила слайд-решение магистерской программы Digital Art, потому что она отражала мои интересы и вписывалась в формат Школы цифровой экономики.
В марте Школа открылась: она состоит из пяти магистерских направлений – «Искусственный интеллект и большие данные», «Технологии виртуальной и дополненной реальности», «Управление развитием территорий на основе технологий и данных дистанционного зондирования Земли», «Кибербезопасность» и «Цифровое искусство».
Проректор по развитию Дмитрий Земцов утвердил мою программу в Москве, а меня - на должность руководителя образовательной программы.
В итоге только у «Цифрового искусства», как междисциплинарной программы, внутри два направления подготовки: творческое - дизайн и инженерное - конструирование и технологии электронных средств связи.
Моя работа перед запуском программы состояла не только в маркетинговой упаковке курса для пользователей и его пиара, но и в подготовке документации, чего я никогда в жизни не делала и к чему была не готова. У меня единственная программа, которая состоит из двух направлений подготовки, и в этом есть своя сложность, потому что мне нужно готовить два пакета документов.
Зато теперь для меня стало очевидно, что основная проблема образования в России связана с устаревшими компетентностными моделями и методическим обеспечением в виде кипы сопроводительных бумаг, необходимых для аккредитации образовательного процесса.
Все это диктуется федеральным образовательным стандартом, которому мы все должны следовать. В нем, например, прописан профиль универсальных, общих и профессиональных компетенций, для меня, как для дизайнера, окончившего специалитет, очень странных, например, указывается, что выпускник профиля «дизайн» должен обладать «компьютерным мышлением» или компетенцией по профилактике травматизма на рабочем месте.
Наверняка, этот профиль составляли именитые профессора со званиями, но это все абсолютно не имеет никакого отношения к реальной практике и производственным процессам.
Каждой из наших пяти программ на запуск выделили определенное количество средств, но распределить их и освоить в таких больших госмашинах, как университет – очень сложно, есть масса нюансов и ограничений.
Поэтому поневоле возникает ощущение, что, к сожалению, в системе российского образования сделано все, чтобы затянуть руководителей программ в пучины бюрократии и формализма, чтобы учеба не получалась актуальной.
Айдентикой первой в России магистерской программы Digital Art занималось агентство Shishki (г. Санкт-Петербург). Они же сделали для программы набор стикеров для Telegram:
"Нашей задачей было разработать стиль, который сделает программу привлекательной не только для русских абитуриентов, но и для иностранных студентов и лекторов.
Манифест Da — это вербально-визуальная концепция Digital Art, основанная на аббревиатуре. Это слоган, призыв и утверждение.
Мы сделали русское слово «Да» международным обозначением цифрового исскуства и призывом творить, не останавливаться.
Визуальный стиль программы не претендует на звание произведения искусства. Это инструмент с узнаваемой идеей и формой, который даёт простор для реализации таланта.
Взяв за основу нестандартный, узнаваемый шрифт Twentytwelve Sans G, мы делаем основным фирменным элементом стейтменты — краткие, уверенные, немного дерзкие послания учеников и школы в целом.
Это пропаганда новой креативности, а смысл, заключенный в призывах, и есть манифест."
13-го августа на программу заканчивается прием документов – у нас 21 бюджетное место и неограниченное число договорников. В этом году на все магистратуры ДВФУ поступление ведется дистанционно и без экзаменов, что весьма удобно. На входе вам нужно отправить лишь портфолио, по баллам за которое и произойдет зачисление.
Мы отдаем предпочтение инженерам и дизайнерам, так как наш междисциплинарный курс направлен как раз на налаживание взаимодействия этих двух профилей, чтобы в итоге их совместной работы получалось что-то принципиально новое.
У абитуриентов мы смотрим портфолио, но если абитуриент – инженер, у него нет готовых дизайнерских проектов, но есть желание в этом развиваться и работать в команде с дизайнерами, то мы с удовольствием рассмотрим его кандидатуру, потому что мотивация – это самое основное. И даже если человек никогда не занимался дизайном или проектированием, но у него есть рвение во все это погрузиться, а формат интенсива как раз на это и направлен, то мы готовы рассмотреть и его.
В будущем планируем выйти на двухдипломную магистратуру, что, безусловно, актуально в связи с нашей близостью к таким прорывным технологическим гигантам, как Япония, Сингапур и Корея.
Сейчас же мне хочется, чтобы на бюджетные места был хороший конкурс и у нас учились люди, которым это действительно интересно.
Процесс обучения - погруженный и практикоориентированный (скачать учебный план). Мы отказались от формирования расписания в виде пар, когда английский по четвергам, а "История искусств" по вторникам, и это длится весь семестр. Каждая дисциплина у нас завернута в двухнедельный интенсив.
Например, "Интернет-искусство" продолжается две недели по пять-шесть часов каждый день в виде работы в командах над проектами и ничем другим студенты не занимаются. Каждый интенсив сменяется следующим на протяжении всего семестра.
Возможно, это несколько жесткая форма обучения, но у нее есть свои преимущества: если в классической образовательной системе у студента раз в неделю одна пара по предмету, то к следующему занятию он, как правило, забывает, что было на предыдущем, и забивает на домашнее задание, а здесь он две недели полностью погружен в одну область.
На каждый интенсив мы привозим преподавателей, которые работают в парах с местными ассистентами – ассистенты помогают преподавателям и перенимают опыт, чтобы в дальнейшем магистратура перестала быть легионерской и обросла местным пулом экспертов в digital art.
Каждый интенсив завершается презентацией проекта и на выходе выпускники получают сформированное портфолио. Ни одна другая форма обучения не обеспечит таким количеством практических разработок. Сессии будут проходить в формате выставок, а защита диплома - в виде проекта.
У нас впервые будет реализована модель Liberal Arts – подход, при котором студент сам выбирает себе индивидуальную образовательную траекторию. В программе предусмотрены основные курсы и курсы по выбору.
И это не формальный подход к выбору курсов, который часто существует в российских вузах только на бумаге и который никто из студентов никогда не выбирает, а реальное право решать пойти на VR&AR или погрузиться в Сайнс-арт. Таких выборных модулей больше половины. Таким образом, студент сам выстраивает свое образование из интенсивов и черпает из них те компетенции, которые ему необходимы.
Когда смотришь на нашу программу, может возникнуть впечатление, что это набор разрозненных дисциплин, но это не так. В первом семестре много теории и истории, чтобы у студентов сложилось четкое понимание, что такое цифровое искусство, зачем и как оно появилось. Второй семестр – технологический: виртуальная и дополненная реальность, компьютерное зрение, нейросети, Big Data. Это все пронизано манифестом нашей программы, о том, что цифрового искусства как такового больше нет, мы все погружены в цифровую среду, это часть нашей реальности.
Мир поменялся, и нам надо заново учиться в нем жить. Digitocene - так емко называется наш курс - обращается к гуманизации цифровых технологий посредством интеграции и взаимодействия цифрового, биологического, социального и реального пространства; медиа, смешанной, дополненной, кибер- и физической реальности; визуального, тактильного, слухового и виртуального взаимодействия.
В художественной, архитектурной, дизайн-практиках мы моделируем не пространство и объекты, а опыт, который получаем. Меняются социальные и психофизиологические аспекты, возникают новые паттерны поведения и взаимодействия, закономерности восприятия и выбора.
Понятие комфорта — это уже не только уют, удобство и физическая защищенность. Комфорт — это возможность коммуницировать в вербальной и цифровой формах, возможность анализировать и изменять информацию вокруг, это свобода коммуникации и открытое регулирование отношений, это не только физическая, но и виртуальная безопасность.
Когда меня спрашивают, «цифровое искусство» – это что? Нарисовать что-то в Photoshop через графический плашет? Нет, у нас программа не про это. Безусловно, студенты научатся инструментарию, но кроме этого будет и поиск смыслов, и теория их применения.
Все дисциплины необходимы для того, чтобы научиться делать проекты на грани: изучив интернет-искусство, можно сделать проект в виртуальной и дополненной реальности, а совместив видеомэппинг и пластический перформанс получить целое иммерсивное представление.
Смысл всей программы – создавать проекты на стыке изученных дисциплин.
У программы есть три куратора. Архитектор и педагог Мария Купцова, которая закончила магистратуру в Барселоне и теперь преподает в университете в Австрии и там же планирует получать PhD. Сооснователи компании Habidatum и арт-группы Mathrioshka Вадим Смахтин и Эдуард Хайман. Они занимаются аналитикой и визуализацией больших данных для их применения в архитектуре и градостроительстве.
В Habidatum собирают дата-сеты, например, через соцсети и выявляют места наибольшего скопления людей, визуализируют их через разработанную ими программу, и в дальнейшем архитекторы и проектировщики на основе этой наглядной аналитики могут проектировать объекты благоустройства, микрорайоны и целые кварталы. А студия Mathrioshka - как раз про цифровое искусство, интерактивные системы и методы взаимодействия «человек – среда – человек», «человек – машина – человек».
Эдуард и Вадим - практики, но им интересно и образование, кроме того, ребята очень заинтересованы в том, чтобы в университетах сменилась ситуация и передовые методики разрослись по регионам. Недавно они провели презентацию нашей программы в московском баре Untitled, чтобы и в Москве про нас больше узнали, а желающие смогли подать документы.
В Европе и США уже реализуются образовательные программы, построенные по такому же, как у нас, принципу, в Британской школе дизайна в Москве процесс обучения выстроен несколько похожим образом, но через мастерские, а Дальнем Востоке и среди федеральных вузов мы будем пионерами.
Весь первый год занятия будут вести приглашенные преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и некоторых европейских университетов. Выбор преподавателей – это работа кураторов, которые вращаются в этом сообществе и знают всех, кто занимается передовым цифровым искусством. Мы старались подобрать не просто практиков, а людей заинтересованных в преподавании, которые имеют свои кейсы и готовые курсы.
Формат такого удаленного от центра интенсива будет только способствовать тому, чтобы преподаватели приезжали максимально подготовленными, понимая, зачем они едут, имея четкое представление, что они будут делать со студентами в течение двух недель.
Я считаю, что для студентов из дальневосточного региона наша программа - это единственная возможность пройти обучение у педагогов-практиков такого уровня, так как подобных преподавателей можно обычно получить только в больших школах, типа Британской высшей школе дизайна, Институте Strelka или НИУ ВШЭ.
Пока бюджет не позволяет, но в дальнейшем, мы надеемся, у программы появятся еще и тьюторы – специалисты, курирующие команды студентов, сопровождающие процесс выбора индивидуальных траекторий обучения, помогающие доводить проекты до их логического завершения, поддерживающие со студентами обратную связь.
Часто студенты стесняются дать эксперту прямую обратную связь или оценку, что им в курсе чего-то не хватило или где-то был переизбыток, а тьютору они смогут об этом сказать «на равных», и мы с кураторами сможем понять, как в дальнейшем можно улучшить курс. Процесс получения обратной связи или критики очень важен для улучшения и актуализации учебного процесса.
Государственного экзамена у нас не будет, я его отменила, когда мы с методистом разрабатывали учебный план. Вообще, большинство экзаменов я убрала, т.к. для нас главное – практическая деятельность студентов, а не формальные ответы на вопросы по билетам.
Сейчас их осталось, по-моему, только четыре, остальные будут выставляться по рейтингу самим преподавателем: интенсив закончился – преподаватель выставляет оценки.
В первую очередь, мы обеспечим рынок такими специалистами, которые понимают, как на стыке технологий создавать интерактивные и медиа-объекты: как сконструировать павильон, чтобы он светился, когда зрители в него заходят; как работать с системами и приложениями, чтобы зритель нажал или дотронулся, а с окружающим пространством произошли изменения в реальном времени: что-то включилось, поехало, но и помимо прочего, выглядело эстетично.
На это сейчас очень большой запрос, потому что на местах нет своих специалистов, которые могли бы создавать, например, павильоны для того же ВЭФа. С другой стороны, в таких кадрах заинтересованы страны АТР, они часто привлекают российских специалистов для подобного рода работ, в первую очередь, из Москвы, а хочется, чтобы они знали, что необходимые профессионалы есть и во Владивостоке, и могли их хантить.
Идеально, чтобы наши выпускники во время учебы настолько сплотились, чтобы по окончании они организовали какой-то свой стартап или бизнес.
Я знаю, что сейчас во Владивостоке есть буквально несколько человек, которые занимаются подобными коммерческими и не очень проектами, но их катастрофически не хватает. Университеты до сих пор продолжают выпускать бакалавров одного профиля – архитекторов, дизайнеров, инженеров, не смотря на то, что рынок уже пересыщен и по специальности устраиваются далеко не все.
Мы же как раз про междисциплинарность, про то, как научить дизайнера кодить и паять, а инженерам – объяснить, что есть эстетично, а что - неэстетично.
Мы будем готовить многопрофильных специалистов с дипломами государственного образца, которые могут быть как исполнителями, так и основателями своего собственного бизнеса на передовой digital.