15.05.2017

Хор как образ жизни

Чем живет Академический хор ДВФУ: как добиться успеха и найти свою семью в музыке
Метки: ДВФУ, хор

Академический хор Дальневосточного федерального университета был основан еще в 1999 году на базе Восточного института ДВГТУ. Среди его участников студенты различных специальностей, абитуриенты и выпускники, не имеющие профессионального музыкального образования. Список достижений коллектива ежегодно пополняется званиями обладателя Гран-при и Лауреата всероссийских и международных конкурсов.

К этому с 2000 года вела работа художественного руководителя коллектива - Елены Петуховой. Она смело называет хор образом жизни. О том, что собой представляет один из крупнейших студенческих коллективов, Елена Петухова рассказала PrimaMedia.ГОРОД.

Поющие инженеры и переводчики

Начиналось все с 30 человек и совершенно простого, не многоголосного репертуара, мы исполняли достаточно простые произведения. Но прежним осталось отношение ребят  к хору и их желание петь. Если сравнивать первые годы и тот уровень, которого мы достигли, разница огромна.

Многие не верят, что наш коллектив не имеет профессионального музыкального образования, потому что соревнуемся наравне с известными профессиональными хоровыми, филармоническими коллективами. А наши ребята - архитекторы, инженеры, технологи, переводчики.

Конечно, объединение вузов в состав ДВФУ расширило возможности для набора молодых людей. В этом году с первого курса пришло 35 человек, а это весомое дополнение к коллективу. С нами ребята со всей страны - Комсомольск-на-Амуре, Сахалин, Магадан, Омск, Петропавловск-Камчатский, Благовещенск.

В составе хора немало выпускников, в том числе и тех, кто был в период его основания. Такая уж складывается атмосфера, что покидать коллектив совсем не хочется.

О семье

Приходят и те, кто не имеет отношения к университету. Для начала хватит слуха, голоса и желания. Требования к ним растут вместе с уровнем программы, куда добавляются произведения, построенные на сложных аккордах и разных голосах.

Тому, кто готов приложить силы, чтобы развить свои вокальные данные, всегда готовы прийти на помощь, дать рекомендации и провести дополнительное занятие.

Я к каждому участнику отношусь очень внимательно. Если человек пришёл, то понимает, что мы не просто учимся формировать голос. Мы общаемся между собой, дружим, как одна большая семья.

Студенты приходят разные, с разными данными, даже с абсолютным слухом, но я очень щепетильна в этом отношении, стараюсь развить каждого. В каждом сидит какое-то своё воспроизведение звука.

От баса до тенора

Хору всегда не хватает мужских голосов, но очень порадовал в этом году первый курс. Пришли хорошие мальчишки. Но женская группа в большинстве, и такая картина во всех хоровых коллективах. Все хормейстеры плачут: «Где взять теноров?». Баритон и бас встречаются чаще, а вот тенор - высокий и редкий голос.

Парни боятся больше, когда приходят к нам. Раньше они были дискантами (высокий детский певчий голос – прим. ред.), а потом голос ломается и они переходят на октаву ниже, а пению как таковому не учились.

Я им объясняю, что через три месяца все наладится, надо только поработать, как следует. Пришла как-то девочка с очень слабым, но чистым, аккуратным таким голоском, а три года спустя стала ведущей солисткой. Все удивляются.

Из хориста в рок-группу

У всех, кто пришел в хор, уже есть выбранная специальность, учатся по ней, хотя очень многие жалеют, что не пошли дальше получать музыкальное образование. Но продолжают заниматься не только своим делом, но и вокалом. Часто студенты оканчивают университет, но остаются в коллективе, как будто получают второе образование, но только без корочки.

Многие мальчишки становятся солистами самых разных групп. Несмотря на то, что у нас преподается академический вокал, это все равно постановка голоса, и она нисколько не мешает выбрать другое направление, жанр, петь в другой манере. Многие известные во Владивостоке группы и их солисты - выходцы с нашего хора.

Как меняет музыка

Развитие коллектива - это постоянное участие в конкурсах, фестивалях, отчётных концертах. Когда коллектив создаётся, необходимо показывать своё творчество, для чего мы это делаем. Чтобы уровень хора рос, приходится учиться и повышать свой собственный.

Много времени уделяется выбору репертуара, смотрю, что сейчас исполняют европейские коллективы - у них очень сильная хоровая школа. Конкурсов для исполнителей много, но стараюсь выбирать конкурсы  высокого профессионального уровня, где можно учиться и развиваться.

Когда занимаешься любимым делом, то занимаешься им по-настоящему, от всей души. Ты не просто создал коллектив, чтобы ребята там попели и забыли. Я пытаюсь, как хормейстер объяснить это не только тем, кто входит в коллектив, но остальным, что хор - это безумно интересно, он объединяет людей.

Сила музыки, её исполнение может заставить слушателя понять какие-то жизненные идеи, смыслы, и состояния. Голос - это живой инструмент и сочетание массы голосов показывает прекрасные образцы хоровой музыки. Когда сочетаются сопрано, альты, тенора и басы, то это объединение завораживает и притягивает. Моя миссия не только научить их открывать рот, а научить их общаться между собой.

Я думаю, кто как-то соприкасается с музыкой, меняется только в лучшую сторону. Это доброта, искренность, отзывчивость, внутренняя культура. Когда учишься петь культурным звуком, то меняется и характер. Они начинают понимать, любить музыку. Мы должны нести свет друг другу - я даю его ребятам, а они уже своему окружению.

«Lacrimosa» и  «Alleluja»

Основная площадка для выступлений - Пушкинский театр, но он уже для нас становится мал, там всего 400 мест. Нашей рождественской площадкой из года в год становится лютеранская  церковь Святого Павла во Владивостоке. Есть залы для выступлений и в ДВФУ, билеты раскупают очень быстро. Радует, что есть интерес. Много совместных проектов с оркестром МГУ им. Невельского и с оркестром ТОФ.

При этом программа должна быть интересной, чтобы даже самому неподготовленному зрителю не было скучно. Хотя и на поводу не идем. Публику нужно воспитывать, чтобы они тоже слышали Рахманинова и Чайковского. Чего только стоит исполнение «Alleluja» Георга Генделя или «Lacrimosa» Моцарта.

О главном

Земных нужд у хора хватает. Хочется чего-то более зрелищного, почаще менять костюмы. Но самое главное - поездки на конкурсы и фестивали. Это всегда большие финансовые затраты. С ребятами пытаемся, где-то откладывая сами, раз в год поехать на конкурс серьёзного уровня. Сейчас уже многие знают нас в стране. Летом собираемся на международный конкурс «Поющий мир»в Санкт-Петербург.

Самое главное и сложное, когда ты уже являешься лауреатом всероссийских и международных фестивалей, этот уровень удержать. Ни в коем случае нельзя расслабляться. Для меня очень важно достойное выступление.

Я всегда говорю ребятам, что можно не получить награду, но главное - выступить так, чтобы понравилось самим. Отдали душу, отработали по форме, по фактуре, отработали технически и художественно, почувствовали удовлетворение от этого.

Когда ты видишь отношение зрителя к тебе, которые благодарят после концерта, это было и останется самым важным. Наша миссия выполнена, если музыка трогает чье-то сердце, делает чей-то мир шире и интересней.

Текст: Антон Строгонцев Фото: Полина Щекина

Интересные материалы