Александр Рогов, известный стилист и ведущий программы «Успеть за 24 часа» на СТС, всегда привлекает к себе внимание тех, кто следит за модой и трендами сезона. Вот и в ходе своего визита во Владивосток с мастер-классом «Базовый гардероб-конструктор» он рассказал, как найти себя, и есть исконно русская мода, которая бы могла завоевать мир.
- Мне очень хочется донести мысль, что сейчас то время, когда внешний вид помогает вам максимально быстро продвинуться по карьерной лестнице, максимально быстро построить свои личные отношения, максимально быстро почувствовать себя на пике жизни. Поэтому речь будет идти не только об одежде, которую я так люблю. Речь пойдет обо всем. Она пойдет о том, что ваше платье вовсе не обязательно должно быть из самого дорогого магазина в городе, главное — чтобы от вас приятно пахло, и у вас была чистая голова, при этом на вас может быть довольно простое платье, но при этом вы будете «собирать» все комплименты. И при этом видеть и понимать, что девушка в дорогом платье, но с каким-то «нюансом», таким как несвежий запах и неопрятный маникюр, будет выглядеть гораздо хуже вас. Я надеюсь, что многие все же решат пересмотреть свои взгляды на вещи и гардероб и смогут действительно самостоятельно стать своим собственным стилистом.
— Вот скажите, вы говорите только о девушках. А как же о юношах?
— О юношах я тоже буду говорить, но вскользь, потому что мужская мода для меня — это очень простая тема и я мало что хочу донести до мужчин. Во-первых, мужчины — не петухи, чтобы наряжаться в самые модные вещи сезона, речь пойдет только о базовых вещах. Всегда привожу в качестве примера таких «икон стиля», как Дэвид Бекхэм. Он одевается в примитивно простые вещи, при всем при этом находится во всех журналах в списке самых стильных мужчин. Я считаю, что его образ можно и нужно копировать в его небрежности, в сочетании вещей друг с другом. В этом случае мужчина всегда выглядит хорошо. А когда мужчина в футболке в стразах с надписью D&G, при этом не умеет сочетать слишком яркие вещи, то у него получается слишком абсурдный образ. Конечно, такое допустимо в шоу-бизнесе, в той сфере, где люди должны выглядеть ярче, чем другие, но мы сегодня говорим о простых людях. Люди должны выглядеть максимально просто, немного небрежно, и тогда все будет здорово!
— Какой возрастной диапазон вы берете в качестве основной аудитории?
— Ну, конечно, многие, глядя на привезенных моделей, начнут визжать, что, «конечно, они тут такие худые, тонкие, высокие». Да, на высоких молодых девочках любая одежда будет выглядеть ярче, чем на обычных людях. Я не буду делать сносок на «взрослые-молодые», потому что, когда речь идет о базовых вещах, для большинства возрастных сегментов эти вещи выглядят и подходят одинаково. Просто иногда варьируется длина юбки, иногда варьируется длина рукава и глубина выреза. Но я не люблю как-то очень сужать информацию по отдельным возрастным категориям. Это полезно всем. Моя задача — показать образы, которые нужно скопировать, вдохновить на то, чтобы вы посмотрели на все вещи в своем гардеробе и мыслили гораздо шире. В одной только тельняшке какой потенциал! Ее можно носить не только с синими джинсами, но и с бежевым, практически «выходным» костюмом, при этом можно также надеть синие, красные брюки, зеленые шорты.
— Что вас подвигло к такой деятельности? Сейчас довольно много людей на телевидении, которые занимаются подобным…
— Я считаю, что у меня нет конкурентов. На самом деле из тех действующих стилистов, которые реально занимаются одеждой, реально одевают людей на телевидении, есть только я. Потому что все остальные мои коллеги… Они прекрасные, я всех уважаю! Но эти люди с одеждой не работают, они не одевают людей! Я лично подбираю одежду тем, кто работает в кадре, и работаю не только в кадре.
Меня подвигло заниматься этой деятельностью то, что я всегда думал о внешнем виде. Потом увлекло телевидение. Мне очень повезло в жизни, что свои интересы мне удалось сделать своей профессией. Я планомерно занимался тем, что мне нравится. Да, сначала мне это не приносило денег, просто удовольствие. Потом стало приносить удовольствие и чуть-чуть денег, потом — и деньги, и удовольствие. И когда ты делаешь то, что тебе нравится, то потом говоришь не «слава богу», а — я могу сейчас это заявить — появляется возможность отказываться от неинтересной работы! А еще я могу работать практически без выходных, потому что смена деятельности и смена декораций никогда не дают мне заскучать.
— Что вы можете сказать о «дальневосточной моде»? Есть ли она, может быть, вы слышали о каких-либо дизайнерах?
— Было бы странно, если бы я, проехав по городу два часа, сразу понял, что такое «дальневосточная мода и стиль». В любом городе есть круто одетые люди, есть средне одетые, а есть плохо одетые люди. То же самое, что и в той же Москве. В районе Садового кольца все одеты «с иголочки» и выглядят прекрасно, но, если выехать за его пределы, можно увидеть там такое, что даже во Владивостоке не снилось. Я думаю, что наверняка на стиль жителей откладывают отпечаток погодные условия. У вас тут море, это просто замечательно! Пока мне не хотелось бы громких заявлений делать, но сейчас, на мой взгляд, все прелестно. Прекрасный город, красивые улицы, потрясающая природа, и все это наверняка должно вдохновлять, «окрылять», потому что в Москве такого нет. Ни таких ландшафтов, ни моря.
— Как вы думаете, сейчас модные тенденции тяготеют больше к Азии или все же больше к Европе?
— Сейчас очень много азиатских дизайнеров, при этом иногда азиатские дизайнеры становятся американскими. Этих дизайнеров можно перечислять очень долго. Сейчас одной из тенденций является «Азия», но ее нужно применять очень дозированно, потому что, если следовать полностью азиатской культуре, будете выглядеть странно. Нужно деликатно ее интегрировать в базовую одежду; если делать это грамотно, будет очень здорово. Мне кажется, что мода вообще космополитична и, если ты действительно талантлив, у тебя есть дар, при правильном стечении обстоятельств умелое использование даст возможность добиться больших успехов.
То же самое можно сказать и о русской моде. Есть так называемые независимые посланники русской моды. Они действительно так продвигают свою моду, что им можно только позавидовать. К сожалению, в России нет поддержки государства, нет никаких инвестиций, чтобы продвигать свою культуру и свой стиль на Запад. Нет легкой промышленности, не развито сообщение между городами. Так принято — говорить, что русской моды нет, но я считаю, что она все же есть. У нас есть русские дизайнеры, но это все в большинстве случаев, к сожалению, «местечковое». Эта индустрия держится на «селебритиз», на «звездах», которые надевают бесплатно одежду и сдают ее потом обратно в шоу-рум.
— А как же Слава Зайцев?
— А что Слава Зайцев? Дизайнер? А что он делает, вы знаете? Красные колготки с красным платьем в цветках и с цветком на голове? Но это же не модно! Это — атавизм! Да, Слава гениален! Он сделал действительно масштабный проект — заявил о России первым в мире. О нас заговорили. На тот момент Слава Зайцев и Пьер Карден действительно шли параллельно. Но мы, к сожалению, живем в стране, в которой, когда Слава Зайцев начинал, было все закрыто для этой сферы. И продвинуть русского дизайнера на международном рынке было просто невозможно. Конечно, он есть, конечно, это наша история! Ее нужно любить, ценить и уважать, но это, скорее, такой «архаизм», данность русской моды, как и Юдашкин. Да, он показывается в Париже, да, он делает прет-а-порте, но его одежда только теоретически носибельна. Вы знаете, кто ее носит? При этом их шоу-рум абсолютно нефункционален, потому что мы неоднократно пытались взять у них вещи для съемок — просто не дают. «У нас такое дорогое платье, мы не можем его дать, вы его испортите». А зачем вы его сделали? Можно же и вещи от кутюр получить вот так
(Рогов щелкает пальцами в воздухе). Если ты работаешь в большом глянце, тебе его дадут, хоть в море в нем прыгай или в грязи фотографируйся. Им лишь бы получить публикацию! У нас дизайнеры не такого уровня, они, к сожалению, не понимают, как это правильно работает. Пригласил бы Слава Зайцев какого-нибудь креативного молодого дизайнера, а их сейчас очень много в Москве, очень много учатся и получают образование… И этот проект можно было бы «омолодить» в яркий, дерзкий, современный бренд с русскими корнями. Этого же тоже никто не делает! Мне кажется, будь у него преемник, все бы получилось. Но я верю в моду!
— Насколько при создании стиля вам важно подчеркнуть индивидуальность человека?
— Мне только это и важно! Если говорить о программах, потому что с большинством своих клиентов работаю только по программам, у меня перед съемками всегда есть время на индивидуальную встречу с каждой участницей, в которой меня интересуют две вещи. Это — ее параметры. Мы всегда снимаем мерки, потому что вещи покупаются без присутствия участников. Наряды они видят и надевают в кадре, за кадром ничего не примеряется. Второе — это вопросы личного характера: чем человек занимается, чем интересуется, какой жизнью он живет, какой у этого человека повод изменить свой образ, к чему будем готовить героиню. То есть какие-то ориентиры: что ей нравится, что не нравится, любимые «звезды», которые нравятся визуально, герои из фильмов. Из всего этого я делаю вывод, что мне хотелось бы этому человеку предложить. Если девочка спортивная, идет на свидание, мне не хотелось бы ей предлагать какое-нибудь банальное платье кружевное. Я придумываю, что это будет, например «спорт-шик». Я добьюсь, чтобы девочка и себя собой чувствовала, и при этом выглядела прекрасно. Все эти аспекты могут повлиять на то, что я решу.
У меня нет такого, что я смотрю на человека и сразу придумываю ему образ. Я хожу по магазинам, на меня, вы будете смеяться, смотрят со всех сторон вещи. Вот ты идешь и видишь, что прямо там торчит рукав какой-то. Подходишь, смотришь, а это — оранжевая кофточка, которая невероятным образом подходит той, кому ты ищешь образ! И так на проекте было не раз и не два.
Услышьте себя, каждую вещь, которую вы надеваете, осмыслите. И ваша вещь скажет вам: «Услышь меня, купи меня». Это магия!
— Какие книги повлияли на ваше становление в сфере стиля и моды?
— Я начал читать уже в осознанном возрасте. У нас очень специфическая система образования, когда нас заставляют читать серьезные книги в незрелом возрасте, это не дает возможности понять, что хочет сказать автор. К сожалению, сейчас у меня мало свободного времени, но я очень люблю биографии известных дизайнеров.
— Ошибки в стиле, какие они?
— Приглядитесь: все самые грандиозные открытия когда-то были ошибками и случайностями. Не надо бояться их совершать. Тем более что есть возраст, который просто предназначен для совершения ошибок. Вы знаете, сколько я совершал ошибок? У меня была химия на голове, я подбирал носки под свитер, но потом через это проходишь и смеешься над этим.
— Узнаете русских за рубежом?
— Конечно! Но я не могу сказать даже, как я их узнаю. У русских какой-то взгляд, он ищет, боится чего-то. Русскому всегда грустно, и он все время куда-то бежит…
— Как вы считаете, есть ли некрасивые девушки?
— Мы все — заложники стандартов красоты. То, что в одной стране приветствуется, в другой не одобряется. В одних странах ноги себе с детства бинтуют, чтобы они маленькими были, в других — шеи наращивают, — это все стереотипы и параметры, которые нам задает индустрия красоты. В России стандарты — чтобы все было «дорого-богато» и все сразу. Все это условно. И все эти инстаграмы, фильтры, фейс-тюнинг, отфотошопленные глаза и талии… Жаль, когда молодые девушки становятся заложницами моды и верят в стереотипы, потому что вся отрасль моды держится на красивой сказке, легенде. Все модели отретушированы по самые брови.
Тренды меняются. Те, например, кто еще три года назад были «толстопопыми», в один момент стали «красавицами», так что все очень условно. Все должны быть естественными, любить себя и задаваться вопросом не о том, как скрыть недостатки, а как увидеть в себе и показать окружающим свои достоинства!
Автор текста и фото: Евгений Коваль